Скончалась Майя Плисецкая 3 мая 2015, 16:20 3 мая 2015, 17:20 3 мая 2015, 18:20 3 мая 2015, 19:20 3 мая 2015, 20:20 3 мая 2015, 21:20 3 мая 2015, 22:20 3 мая 2015, 23:20 4 мая 2015, 00:20 4 мая 2015, 01:20 4 мая 2015, 02:20

Безвременная кончина: минутой молчания почтили память Плисецкой в Большом театре

  • Безвременная кончина: минутой молчания почтили память Плисецкой в Большом театре
С минуты молчания начали сегодня спектакль в Большом театре. Артисты и зрители почтили память великой Майи Плисецкой. Еще при жизни балерина стала легендой. Многие постановки именитых хореографов были созданы специально для нее. Миллионы поклонников балета были покорены творчеством Майи Плисецкой.

С минуты молчания начали сегодня спектакль в Большом театре. Артисты и зрители почтили память великой Майи Плисецкой. Еще при жизни балерина стала легендой. Многие постановки именитых хореографов были созданы специально для нее. Поэты посвящали ей стихи, художники писали портреты. Миллионы поклонников балета были покорены творчеством Майи Плисецкой.

Последняя съемка Майи Плисецкой прошла каких-то две недели назад... Как всегда горящие глаза и магнетическая улыбка. Балерина приехала в Москву из Германии ради концерта, где играли музыку мужа, Родиона Щедрина, посвященную ей… Уникальная творческая пара. Через пару лет мечтали отметить бриллиантовую свадьбу. А этой осенью — 90-летие Майи Михайловны.

"Вроде бы такой зрелый возраст, и все равно ужасно безвременно, все ждали ее юбилея. Не могу даже передать, что эта выдающаяся женщина значила для русского балета — это такой мост из прошлого в настоящее и будущее", — сказала народная артистка России Илзе Лиепа.

"Этот человек заслужил все почести, все регалии, но думаю, что все равно сколько бы не говорили комплиментов их будет мало, потому что тот вклад, который внесла Майя Михайловна, невозможно переоценить, женщина-символ и всегда такой останется", 0 рассказал народный артист России Николай Цискаридзе.

Теперь вместо юбилейного вечера будет памятный, 20 ноября. По тому же сценарию, который придумала сама Майя Плисецкая. Конечно, на сцене родного для нее Большого театра. Там почти полвека она кружила фуэте и головы поклонникам.

"У любого человека, даже не очень любящего балет и знающего, что такое балет, спросишь: "Кто такая Майя Плисецкая?" — они вам скажут: "Балерина, которая работала в Большом театре. Ну а если это люди, которые близки к балету, они скажут, что такое для русского балета и для XX века балета Майя Плисецкая. Мы ещё не можем до конца сказать, какую эпоху мы потеряли", — заявил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Она дебютировала 21 июня 1941 года — за день до войны. Коронная роль — "умирающий лебедь". Высокие прыжки, большой шаг и фирменные "изломанные руки". За тридцать лет станцевала ее 800 раз, даже на похоронах Сталина. Хотя именно из-за него, как говорила, и осталась сиротой. Отца в 1938 году расстреляли, мать сослали. Уберегла от детдома и привела в хореографическое училище тетя, балерина Суламифь Мессерер.

"Для меня это огромная потеря, потому что она была очень близкий человек, я много раз писал ее портреты. Каждый раз до слез был потрясен, как при звучании музыки она драматически отыгрывала свои куски, изумительно пластически волновала и, конечно, формировала душу и характер", — рассказал двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер.

Плисецкая исполнила чуть ли не все главные партии в классическом репертуаре. "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Ромео и Джульетта", "Каменный цветок", "Спартак". Хотелось экспериментов. Желание Майи Михайловны сделал реальностью кубинец Альберто Алонсо. В конце 1960-х поставил "Кармен-сюиту". Оркестровку создал супруг Плисецкой. Это была революция, причем не только в хореографии. Отставленное бедро, резкий поворот головы, испепеляющий взгляд. От такой чувственности советское руководство было в шоке. Министр культуры Екатерина Фурцева назвала Плисецкую "предательницей классического балета", а восхищенные критики — "стихией". Поэт Андрей Вознесенский писал: "в "Кармен" она ступила не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи".

"Кармен, это была настоящая трагедия, я была на грани того, чтобы вообще бросить сцену, она была запрещена сразу. Нам дали одну прогонную репетицию, она же была генеральная. На следующий день премьера — это все", — говорила Плисецкая.
Но все же Плисецкая свое право выступать и гастролировать с "Кармен" отстояла. Самым дорогим признанием стало тогда "Оле" от испанцев. Она покорила Мао Цзэдуна, Роберта Кеннеди. На русскую балерину "ходили смотреть" все главы государств, прибывавшие в СССР. После каждого выступления — неподъемные корзины цветов выносили охранники, а сама Плисецкая по 30 минут выходила на поклоны. Называла их "неотделимой частью спектакля, ведь от кометы в руках зрителя должен остаться хвост".

"Она горела особо ярко, по-своему. То, что она делала на сцене, было неповторимо. Это могла только Майя Михайловна Плисецкая. Это такая индивидуальность. Такие рождаются очень редко", — сказал народный артист СССР, педагог-балетмейстер Большого театра Борис Акимов.

"Я помню, как она сказала, когда уже пришло время, нужно было оставлять сцену, она сказала: "Если будет хоть один человек в Большом театре, я буду танцевать спектакли". Это такая отдача зрителям, любовь, которую она несла и которой ей отвечали", — отметила народная артистка СССР Марина Кондратьева.

Когда Плисецкой исполнилось 50, танцует "Болеро" прославленного француза Мориса Бежара, в 60 – "Даму с собачкой": Пьер Карден сшил для Майи Михайловны платья, она сама выступила хореографом, как и в "Анне Карениной". Она и в этом стала новатором: первой перевела нашу прозу на язык танца, многим эта идея казалась странной. "Характер — и есть судьба", — любила повторять Плисецкая. И добавляла: "Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация