Проблемы в космосе 27 мая 2015, 17:14 27 мая 2015, 18:14 27 мая 2015, 19:14 27 мая 2015, 20:14 27 мая 2015, 21:14 27 мая 2015, 22:14 27 мая 2015, 23:14 28 мая 2015, 00:14 28 мая 2015, 01:14 28 мая 2015, 02:14 28 мая 2015, 03:14

Проблемы "Протона" вскрылись в НПЦ имени Хруничева

  • Проблемы "Протона" вскрылись в НПЦ имени Хруничева
Авария ракеты-носителя "Протон" в 2013 году произошла из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей. Это основная версия Следственного комитета. Виновными названы трое сотрудников Центра имени Хруничева и один представитель Минобороны. В чем конкретно обвиняют каждого?

Авария ракеты-носителя "Протон" в 2013 году произошла из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей. Это основная версия Следственного комитета. Виновными названы трое сотрудников Центра имени Хруничева и один представитель Минобороны. В чем конкретно обвиняют каждого?

Кадры прямой трансляции из Казахстана 2 июля 2013-го запомнились всем: старт, ракета взлетает, наклоняется, начинает, словно плясать в воздухе. И вот она – сакраментальная фраза ведущего: "Но что-то, кажется, пошло не так". "Протон-М" развалился прямо в полете, рухнул на землю и взорвался.

"Что-то пошло не так", — с тех пор эту фразу СМИ стали цитировать всякий раз, когда у нас возникают какие-то проблемы в космосе. А их, увы, хватает. И причина, как выясняется, — человеческий фактор. Причем, при сборке. В том, что "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС описал тогда аварийную дугу и разбился, виноваты конкретные люди, сотрудники Космического научно-производственного Центра имени Хруничева — электромонтажник специальных изделий Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова. Им предъявлены обвинения "в нарушении правил безопасности при ведении иных работ".

"Гришин, Николаев, Гудкова занимались в 2011 году установкой на ракету "Протон" датчиков угловых скоростей в канале рыскания. В результате нарушения ими технологической дисциплины эти датчики были установлены неправильно, на 180 градусов от штатного положения", — сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

То есть датчики скоростей установили вверх тормашками. Ничего себе неточность. И это при строительстве космического корабля, где все должно подгоняться до микрона. "Там важно не только соблюдение технологии, но и важна ответственность. Они должны понимать, что дело, которым занимаются, – очень дорогое, это обороноспособность, престиж и экономика страны", — говорит редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев.

Еще предъявлено обвинение в халатности начальнику военного представительства Минобороны Марату Насибуллину. По версии следствия, он решил не привлекать представительство для контроля работ. "Привлечение к уголовной ответственности указанных лиц вызвано тем, что именно их действия находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Именно Гришин и Николаев некачественно выполнили работу и создали условия для аварии. Ну а Гудкова и Насибуллин, фактически, являлись конечным звеном в этом процессе", — сообщил Маркин.

"Протон-М", который 16 мая 2015 года должен был вывести на орбиту мексиканский спутник связи, а вместо этого упал на территории Забайкальского края, тоже собирали в Центре имени Хруничева. Возможная причина – сбой в работе двигателей третьей ступени ракеты-носителя. Помимо объективного ущерба, теперь еще придется сдвинуть запуски российских спутников на два-три месяца.

То, что в Центре Хруничева не хватает молодых кадров, а деньги там крутятся большие, теперь понятно уже всем. На предприятии выявлены случаи мошенничества, растраты и злоупотребления полномочиями, уже заведены уголовные дела. А специальные комиссии пока расследуют причины последнего крушения "Протона-М". Есть информация, что результаты будут уже в ближайшие дни. Так же, как и насчет аварии космического грузовика "Прогресс" 28 апреля. Там тоже, по предварительным данным, дело в третьей ступени ракеты-носителя.

Неудачная отстыковка, "Прогресс" закрутился вокруг своей оси, не смог подойти к МКС и в итоге сгорел в атмосфере над Тихим океаном. Уже есть информация со ссылкой на источники в космической отрасли, что найдены полсотни отступлений от конструкторской документации при изготовлении и носителя, и корабля.

Риски отправления экипажей на МКС не увеличились. Но ведь космонавтам нужно возить пищу, воду, оборудование. Запасы, конечно, есть, и потому, когда не долетел "Прогресс", обошлось без внештатных ситуаций, но это все-таки на крайний случай. Проблемы в космосе возникают, потому что на Земле не все в порядке. Недаром в Центре Хруничева – серьезные проверки. Чтобы в следующий раз все пошло, как надо.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация