Полиция Фергюсона третирует афроамериканцев, как рабов
В Нью-Йорке страж порядка при задержании задушил уличного торговца сигаретами. В это время в Вашингтоне сотни людей вышли на улицы с требованием остановить "нацистский террор полиции". Протестующие — в основном афроамериканцы, как и в Фергюсоне, где на этой неделе были окончательно подавлены общественные волнения, равных которым по масштабам Штаты не видели уже несколько лет.
Правозащитная организация "Американский союз за гражданские свободы" выпустила доклад, в котором заявлено, что полицейские ведут себя как оккупанты в собственной стране: терроризирует населения для контроля за территорией. Неудивительно, что это всячески стараются скрывать. Так, в Фергюсоне, согласно докладу Human Rights Watch, полицейские со споротыми нашивками задерживали и допрашивали журналистов. А главный "рупор" Вашингтона, CNN, показывал события в Фергюсоне так, как это было нужно Белому Дому.
За это, кстати, офис телекомпании в Атланте также был осажден — несколько тысяч людей требовали от журналистов объективной работы. Протестующие несли транспаранты с надписями "Жизни черных тоже что-то значат". Впрочем, огромная часть американского населения так не считает. После трагедии в Фергюсоне стартовал сбор пожертвований одновременно и для родственников погибшего Майкла Брауна, и для полицейского, который его убил. И последний собрал гораздо больше. А один из его коллег в свом Twitter написал, что протестующих нужно было "усыпить как бешеных собак" в первую же ночь.
Городок Фергюсон по ночам берут в кольцо, на всех подъездах стоят полицейские кордоны. Это похоже на оккупацию, пишут американские СМИ, которые все чаще критикуют действия местной полиции. Количество стянутых сюда сил непропорционально масштабу протеста, а действуют они зачастую слишком жестко, что только провоцирует толпу.
Светошумовые гранаты, слезоточивый газ, дымовые шашки, — так усмиряли восставший город. А наготове были ружья с резиновыми пулями и штурмовые винтовки с боевыми патронами. В любой момент вступить в конфликт была готова Национальная гвардия. Вашингтонские репортеры, привыкшие к таким кадрам из Туниса, Каира или Киева, не верили своим глазам: в Америке такого быть не может. Жесткое противостояние вооруженных и безоружных, слабых и сильных, а еще черных и белых.
И вот произошло новое убийство в 7 километрах от Фергюсона. Снова бедные кварталы. Снова черный парень на мушке, а белые спускают курок. Кадров расстрела безоружного чернокожего парня Майкла Брауна нет. Но после его убийства Фергюсон восстал против своей полиции.
Про полицейского Дэррана Уилсона и не скажешь, что здесь он жил и работал. Потому что это разные места. Каждый день он выезжал в Фергюсон по 170-й дороге, полчаса пути. И Вилсон далеко не исключение. По статистике, большинство американских белых полицейских живут на одних улицах, а патрулируют совсем другие.
Это не социальный взрыв, а провал всей модели американской демократии, считают некоторые наблюдатели. Иначе как объяснить, что в Фергюсоне, где черных две трети населения, выборы выигрывает белый мэр и белый шериф. 50 из 53 полицейских белые. И прокурор, расследующий убийство Майкла Брауна, тоже.
Еще одним центром протеста стала площадь перед офисом прокурора. Система правосудия и здесь столкнулась с расовыми противоречиями. Правозащитники говорят, что гособвинитель может быть не объективным, ведь в 1964 году его отца полицейского убил черный преступник.
9 из 12 присяжных, которые будут решать, предъявлять ли полицейскому обвинения, тоже белые. На это обращают внимание и репортеры и социологи. 80% респондентов-афроамериканцев уверены, что стрельба в Фергюсоне поднимает проблему расовых отношений. Среди белых с этим согласны только 37%.
И вроде с расизмом в США жестко борются. За одну фразу "Не приводи на игры черных" миллиардеру, владельцу баскетбольного клуба Los Angeles Clippers Дональду Стерлингу пожизненно запретили появляться на матчах НБА и выписали штраф в 2,5 миллиона долларов. С позором ему пришлось продать клуб.
На практике черные гетто никуда не исчезли. За полвека после отмены сегрегации половина афроамериканцев так и осталась на социальном дне. Хотя неграми называть их больше нельзя, это считается оскорбительным.
"У нас 7 из 10 семей сидят на пособии", — говорит Холли Ро, чиновница, которая и распределяет материальную помощь. Сама мать-одиночка, воспитавшая троих детей.
Сейчас у черного населения много льгот: при поступлении в колледж или при трудоустройстве на работу. В штате Огайо афроамериканским школьникам в порядке эксперимента стали даже приплачивать 25 долларов за неделю, лишь бы приходили в класс, а не болтались на улице. Результат не впечатлил. А в Вашингтоне хотели ввести специальный облегченный вариант тестов для черных учеников, но сочли неполиткорректным.
Как бы то ни было, в этом году впервые в истории США светлокожих учеников в школах будет меньше, чем афроамериканцев и латиноамериканцев. Окончательно нынешнее белое большинство станет меньшинством в 2043 году. Тенденция усиливается, говорят социологи, что грозит стране серьезным обострением межэтнических отношений и не одним Фергюсоном.