Мундиаль: три недели на другом конце света
Чемпионат мира по футболу – это мечта любого футболиста и праздник для болельщиков. А каким это время было для спортивных журналистов?
Четыре бразильских города — те самые, где играла и тренировалась сборная России. Впечатлений от Бразилии осталось море.
От Москвы до Иту мы добирались ровно сутки — по признанию коллег, более длительных переездов и перелетов ни у кого никогда еще не бывало. Городок, где находилась база наша сборной, неожиданно оказался довольное симпатичным — со своей фишкой. Гигантской телефонной будкой, гидрантом и светофором. Ощущения необычные — бразильская деревня, где играет клуб в чемпионате штата Сан-Паулу, стал домом для нашей сборной.
О Рио-де-Жанейро уже многое сказано и пересказано. Так что с нашей стороны — немного телевизионных подробностей. Наша стендап-позиция находилась в одном из старинных домов Рио, на пляже Копакабана. Коллеги арендовали целую квартиру с огромным балконом с видом на океан. Чего только не сделают ради того, чтобы телезрители по всему миру смотрели на корреспондентов на фоне одного из лучших видов в городе.
Будь воля телевизионщиков — наверняка организовали бы позиции на горе Корковаду под ногами Христа -искупителя. Это место завораживает. Хотелось встать и просто созерцать, но огромный поток болельщиков даже рано утром заставил вспомнить, что такое час пик в московском метро.
В день открытия в один момент стало жутковато. Ощущение не то ЧП, не то съемочной площадки фильма. С одной стороны — десятки тысяч болельщиков на Копакабане, а рядом с ними — демонстрация в сопровождении полиции, армии и ОМОНа. Всё как положено — маски, балаклавы и транспаранты. С наступлением темноты их сопровождали вертолёты — с иллюминацией в пол. Обошлось без эксцессов.
На еще одно знаковое место Рио — Сахарную Голову — подняться так и не удалось, зато в перерыве между включениями я однажды пешком дошел до одного из самых необычных мест в городе. Кладбище в районе Ботафого, самое большое в Южной Америке. Там похоронены президенты, поэты и ученые. Настоящий музей под открытым небом. Одно из немногих мест в Рио, докуда не дошел чемпионат мира.
Сильно впечатлила Куритиба. Вообще нет ощущения, что ты в Бразилии. Чистые улицы, необскребы и городское ноу-хау — автобусное метро. Почти все местные разговаривают на английском — огромная редкость для Бразилии. А некоторые к приезду нашей сборной выучили фразы на русском языке. В зависимости от района, кажется, что ты в Токио, Нью-Йорке или пригороде Ганновера. А муниципальный стадион в Куритибе, где занималась сборная России — это был настоящий сюрприз.
О бразильской еде говорить можно бесконечно. Наряду со статуей Христа—искупителя и колумбийскими болельщиками, бразильское мясо — одно из главных впечатлений от командировки. За три недели встретили только одну обезьяну — подозрительно сидела на крыше кассы в парке Тижука. Сюжеты озвучивались в самых разных условиях: в гостиничном номере, на корточках на улице или в пресс-центре стадионов. А за фотографию на Маракане мне немного стыдно, но придётся признать: на матче Россия-Бельгия меня непреодолимо клонило в сон. Даром что на местах для прессы рядом нет болельщиков, которые могли бы мгновенно взбодрить.
Чемпионат мира останется в памяти не только футболом, фантастической атмосферой и репортёрской работой. Три недели на другом конце Земли — это в первую очередь ценный жизненный опыт.