Кредит доверия народа: египтяне возлагают на нового президента особые надежды
В Саудовской Аравии сегодня прошли переговоры между королем этой страны и президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Главная тема встречи — будущее Ближнего Востока. Египет — самое крупное государство арабского мира, и от его стабильности так или иначе зависит весь регион. После прихода к власти ас-Сиси страна начала забывать о кровавых бунтах. Глядя на соседнюю Ливию и Ирак, где управляемый хаос вышел из-под контроля, египтяне возлагают на нового президента особые надежды.
Оставшиеся от майских выборов плакаты, стикеры, растяжки, граффити, футболки с круглолицым, улыбающимся человеком в мундире или гражданском костюме — вся майская наглядная агитация так и не исчезла с улиц Каира. Фестиваль Сиси в Египте оказался и длительным, и устойчивым. Конфеты, сорт финика, детские имена. Год президентства ставленника братьев мусульман Мохаммеда Мурси воспринимается, как пугающий вызов средневековья. "Если бы не Сиси, мы все бы сегодня ходили с закрытыми лицами в сопровождении родственников мужчин. "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е" хотели не только вершить большую политику, но и распоряжаться в наших домах", — говорит одна из египетских женщин.
Июль 2013 года, после трех дней миллионных митингов в Каире, Александрии, Суэце, на смену вышла армия, предложив "Братьям-мусульманам объявить о досрочных выборах, чтобы не дать 80-миллионной стране скатиться в хаос гражданской войны. Мурси отказался. Министр обороны Абдель Фаттах ас-Сиси с группой старших офицеров сыграет ва-банк. 3 июля, в окружении военных, политиков, духовных лидеров, он объявит о низложении режима исламистов и изоляции Мохаммеда Мурси. Самый масштабный митинг в истории Египта на Каирской площади Тахрит поддержит военных.
Египетская армия — особый привилегированный социальный институт. Офицер получает достойный оклад. Лучших отправляют учиться в Британию и США. Армия сама определяет свой бюджет, владеет фабриками и промыслами. Гражданский президент не может в обход военных назначить или убрать представителей высшего командования. "Абдель Фаттах ас-Сиси сильный, военный политический деятель. Армия не поддержала Мубарака, он пал. Армия выступила против исламистов, и они проиграли. Армия поддерживает Сиси, потому что он государственник, не замаравший себя коррупцией", — говорит судья Мидха Табли.
92 процента голосов в мае были предсказуемы. Лидеры "Братьев-мусульман" наблюдали за выборами из тюремных камер. Других конкурентов в этот момент у загодя ушедшего в отставку фельдмаршала не было. За 60 лет Абдель Фаттах Ас Сиси проделал, казалось бы, немыслимый для Египта путь — из бедного квартала Старого города в президентский дворец Ите Хадия. Для закрытой военной корпорации это особый случай. Он не был генеральским сыном. В военную академию пришел с улицы. Лейтенант-мотострелок в семидесятых, магистр стратегических наук в двухтысячных. Ходили слухи, что еще в апреле 2010 года он в закрытом докладе предсказал народную революцию и падение режима Мубарака, предложив министру Тантауе в этом случае встать на сторону народа.
"В этом его сила. Он действует только опираясь на настроение египетского общества. Он не пришел к власти в результате переворота. Он завершил революцию 2011 года и очевидно собирается опираться ни на какую-либо партию, даже не на армию, а на весь египетский народ", — говорит руководитель регионального отделения избирательного штаба ас-Сиси Фахри Тайл. Нас принимает в своем доме, в элитном замке — Фахри Тайл, инженер, один из руководителей избирательного штаба Сиси. Он потомственный парламентарий, чей отец был одним из архитекторов советско-египетской дружбы времен Нассера, Хрущева, когда строили алюминиевые заводы, предприятия тяжелой промышленности. И в Египте единовременно работали до 40 тысяч советских специалистов в погонах и без.
"Я вижу колоссальные возможности, открывшиеся для России и Египта. Мы можем сотрудничать и в области энергетики, в том числе атомной. И в сельском хозяйстве, и в вооружениях, и в легкой промышленности. Тем более, что США сегодня охладели к нам, а мы к ним", — продолжает Тайл. Поколение 50+ в сегодняшнем Египте сохранило память об эпохе, черту под которой подвел президент Анвар Садат, выславший из страны в канун войны Судного дня советских военспецов. Сегодня в Александрии торжественным салютом встречают корабли российских ВМФ, а творческая интеллигенция Каира собирается возле здания оперы на открытии бюста Петра Чайковского. "Российско-египетские отношения возникли не сегодня, — говорит экс-министр юстиции Египта Мухаммед Амин аль-Махди. — Это наша новейшая история. Лично я стоял у истоков подписания соглашения о строительстве Асуанской плотины и других объектов. Вместе с Советским Союзом мы открыли тогда Египту путь в эпоху индустриализации".
Кредит народного доверия у Раиса Абдель Фаттаха ас-Сиси сегодня велик, как никогда. Он еще не прошел путь первых 100 дней, после которых обычно начинают задавать непростые вопросы. Египтяне готовы поддержать своего лидера, получившего стремительно беднеющую страну, расколотую гражданской усобицей. Наступает время терапии, где важнее всего не навредить.