100 лет со дня рождения Тонино Гуэрры
Исполнилось 100 лет со дня рождения Тонино Гуэрры. Поэт, писатель, художник и режиссёр, всю жизнь проживший в маленьком городке под Римини, он стал одним из «связных» между итальянской и русской культурой. По его сценариям снимали Феллини, Антониони и Тарковский. О человеке, которого сравнивали с философами эпохи Возрождения, вспоминает киновед Кирилл Разлогов.
«Тонино Гуэрра привнес понимание среды, понимание языка, понимание Италии. Понимание отношений транскультурных, между русской и итальянской культурой.
Все сложилось вокруг этого Баньо-Виньони. До этого мы долго колесили по всей Италии в поисках места, на котором мог бы держаться сюжет. И когда мы приехали сюда, я сразу заметил, что Тарковский заворожен самим видом этого бассейна с горячей водой, где принимала ванны еще святая Катерина Сиенская. И теперь все действие разворачивается здесь. Так что получилась не история о путешествии по Италии, а история о конце пути, вписанная в атмосферу волшебного селения XV века.
Ностальгия, картина, которая обозначила такой своеобразный перелом в карьере Тарковского, когда он решил иммигрировать, не будучи довольным теми условиями, которые были в Советском Союзе. Потом он стал очень недоволен теми условиями, которые были в Италии. Но он был доволен сотрудничеством с Тонино Гуэрра. Они нашли друг друга. И поэтические и философские обертоны, они совпали по интонации, но стремление рассматривать все проблемы жизни с точки зрения вечности характеризовали и того, и другого в равной степени. Поэтому не удивительно, что они нашли общий язык и базу для совместного творчества в тот момент, когда Тарковскому пришлось достаточно сложно делать фильм на чужом материале.
Знание того, что в душе человека могут происходить бури, а в диалоге и даже в действии это никак не отражается... Это пошло очень на пользу картине. Само чувство ностальгии, чувство, которое не выявляется, очевидно, но живет подспудно... Как поэт Тонино Гуэрра эти подспудные чувства, какие-то фибрилляции, которые при этом протекали, не только умел чувствовать, но и умел передавать в сценарном деле.
Сейчас ясно, что это одна из самых крупных фигур итальянского кино в целом. На этом фоне Тонино Гуэрра выглядит чрезвычайно выигрышно, своеобразно, явно индивидуально. И, повторяю, особо дорог нашему народу и нашей интеллигенции, потому что он свой человек. Потому что то, что он делал, было близко людям оттепели, поскольку он с охотой работал в России с русскими авторами».
К 100-летию Тонино Гуэрры телеканал "Культура" предлагает к просмотру документальный фильм «Amarcord. Я помню... Тонино Гуэрра».