Владимир Рыжков: работать над политреформой будем быстро и жестко
На встречу в Горки приехали Борис Немцов, Владимир Рыжков, Геннадий Селезнев, Сергей Бабурин, Сергей Удальцов, Анатолий Панфилов, Михаил Лермонтов, Константин Бабкин, Юрий Москалев и Галина Хавраева. Многие из них были и на Болотной площади, и на проспекте Сахарова. По итогам встречи несистемные оппозиционеры вошли в рабочую группу, которая готовит поправки в избирательное законодательство. Рассматривать их будут 28 февраля в Госдуме, куда уже пригласили оппозиционеров.
- Владимир Александрович, Вы, наверное слышали интервью с мэром Москвы Собяниным, его рассуждения насчет президентского фильтра. Какова Ваша позиция по президентскому фильтру для избрания губернаторов?
- Моя позиция полностью совпадает с позицией президента Медведева. Когда мы обсуждали тему президентского фильтра в Горках-9, президент сказал, что, на его взгляд, президентский фильтр малоэффективен, потому что он может создать ситуацию, когда какой-то популярный политик просто будет отсечен от выборов, и это подорвет легитимность власти. Поэтому он предложил нам еще раз подумать о целесообразности фильтра. Вот одно из предложений, которое я внес на рассмотрение рабочей группы по пакету законопроектов, чтобы не президенту отстранять губернаторов от власти, а Верховному суду, основываясь на доказательствах, что тот или иной глава региона нарушает закон, подрывая свободы граждан.
- Это была частность. Давайте теперь по общей повестке. Какие были главные предложения? С какими Вы пришли на встречу с президентом? Большинство из нас видели только протокольный отчет — съемку в самом начале этой встречи. Что было дальше, с чем Вы пришли?
- Встреча была очень острой и содержательной. Было три представителя протестного движения на Болотной, Сахарова и Якиманке — я, Борис Немцов и Сергей Удальцов. Мы передали президенту Медведеву список политзаключенных, и он обещал, что рассмотрит каждую кандидатуру, выяснит, был ли соблюден закон и была ли политическая мотивация. Также мы передали резолюцию последнего митинга на Болотной с требованиями протестующих. Я поставил вопрос о том, что Россия до сих пор не выполнила решения Европейского суда по регистрации Республиканской партии России. Президент сказал очень определенно и четко, что до того момента, когда он покинет Кремль, 7 мая, он твердо настроен на то, чтобы все четыре его закона о политической реформе — это новый порядок выборов губернаторов, новый порядок выборов депутатов Госдумы, упрощенная процедура регистрации политических партий и снятие барьеров на пути регистрации кандидатов — были приняты как можно скорее, подписаны, опубликованы и вступили в силу до его ухода из Кремля. Мы сказали, что поддерживаем ускоренное принятие политической реформы, поэтому дали согласие на работу в рабочей группе. Она один раз уже собралась.
- Рабочая группа во главе с Вячеславом Володиным — первым заместителем руководителя администрации президента — это 7 зарегистрированных партий и 10 незарегистрированных. Как прошла первая встреча?
- Были решены две вещи. Во-первых, мы утвердили график работы над этими законами. Он будет очень быстрый, очень жесткий. Уже 28 февраля эти законы будут приняты в первом чтении, в марте они будут приняты во втором. До середины апреля они должны быть приняты, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом. То есть мы утвердили жесткий график работы над ними. Во-вторых, я и мои коллеги направили в эту рабочую группу более 30 конкретных поправок, замечаний и предложений.
- Совсем недавно думские партии приглашали вас на открытый форум, чтобы обсудить последствия выборов. Вы не пошли, говоря о том, что парламент нелегитимный. Теперь Вас пригласили в Думу для обсуждения президентских законопроектов. Вы подтвердили свое участие. Так где Вы? За какую Вы Думу — нелегитимную или за ту, которая решает вопросы?
- В моей позиции нет никакого противоречия. Я говорил о том, что нет смысла встречаться с людьми, которые ничего не решают. Ключевой была встреча с президентом, где он сказал, что нужно в кратчайшие сроки принять политическую реформу. И он обратился с таким предложением и поручением к своим сторонникам в Государственной Думе. После того как была проявлена политическая воля президента, есть смысл заниматься этой политической реформой. Поэтому мы работаем над этой политической реформой, мы сделаем все, чтобы эти законы вышли в нормальном виде. При этом мы все равно считаем эту Думу нелегитимной и говорили на встрече с президентом, что она должна быть переходным парламентом. Через какое-то время — год-полтора — нужно проводить новые парламентские выборы, а за это время пусть эта Дума примет политическую реформу. Кстати, президент согласился с тем, что нынешняя Дума не охватывает весь спектр политических сил страны. Если это так, надо ставить вопрос о новых досрочных парламентских выборах.
- Ваша позиция понятна, хотя справедливости ради должен сказать, что в эту нелегитимную Думу вы все-таки идете.
- Для того чтобы на этом временном этапе принять пакет политических реформ и добиться досрочных парламентских выборов.