Рожденные в СССР не ищут виноватых
На телеканале "Россия 1" — премьера новой части масштабного документального проекта "Рожденные в СССР". Фильм начали снимать за год до распада Советского Союза. В первой части рассказывалось, как воспринимают мир и происходящие в нем перемены семилетние дети. Всего их — двадцать человек. Во второй части им было уже по 14 лет, в третьей — 21 год. Завершена работа над четвертой частью.
Родившиеся в стране, которой нет. Фильм — про них в эпоху надежд, разрушений, предчувствий. В 1990 году Антону было 7 лет, а по Красной площади 7 ноября еще ходили сплоченные ряды демонстрантов.
Этот фильм снимался больше двадцати лет. Каждый его герой обдумывал свою жизнь и рассказывал о ней сначала в семь лет. Потом — в 14. Потом — в 21. И теперь, когда им 28. Видя лица, вслушиваясь в интонации, понимаешь, как это — становится другим.
"Мне нравится это поколение тем, что оно не ищет виноватых, — отметил режиссер Сергей Мирошниченко. — Во всем, что со мной произошло, я буду винить только себя, говорят они".
Родившиеся в одной стране и не успевшие в ней пожить, теперь они — граждане России, Литвы, Грузии, Израиля, Киргизии. Кто-то вовсе считает родиной весь мир.
"У меня есть претензия к людям, которые тогда занимались политикой. Мне показалось, что они забыли про простых людей. Для них существовали огромные материи, пространства, системы", — считает Мирошниченко.
Они узнали, что революция — это когда в городе нет бензина, любого прохожего может убить снайпер, любой магазин могут разграбить мародеры, что отвечать за то, какой ты, надо перед своими детьми. Что жизнь вокруг может поменяться быстрее, чем к перемене успеваешь приспособиться. Сергей Мирошниченко спросил у своей мамы, что бы она пожелала героям картины. Она ответила, не задумываясь: поменьше перемен.
"Каждые перемены — это раскачивание маятника. Нравственного, духовного, умственного. Она говорит, я видела человека, который вошед в трамвай голый и написал: "Долой стыд!", — рассказал Сергей Мирошниченко.
В фильме нет полемического задора. Он не оценивает события, политических деятелей — их там просто нет. Фильм завораживает тем, что дает увидеть жизнь, которая потерялась за мелкой суетой больших свершений.