Юбилей Людмилы Ивановой: "Я счастливый человек, несмотря на все горести"
Сегодня юбилей (как скажут французы — четыре раза по 20) у королевы эпизода: Шурочки из "Служебного романа" — Людмилы Ивановой.
- Товарищи, не уходите, сдавайте по 50 копеек!
- Сегодня на что?
- У Маши Селезневой прибавление в семействе.
Сняться у Рязанова Людмила Иванова мечтала еще в "Зигзаге удачи". Но тогда не прошла пробы. А вот роль активного бухгалтера Шурочки, больше занятого общественной деятельностью, получила сразу.
- Почему вы все время сплетничаете?
- Юрий Григорьевич сам мне передал эти письма, чтобы мы их разобрали на месткоме? Я, между прочем, их читала.
- Да идите вы... в бухгалтерию!
- Сумасшедший, а я еще бесплатные путевки для его детей доставала.
"Потом ко мне бабушки подходили на бульваре и говорили: "Спасибо вам, что вы наших детей в лагеря устраивали и в больницы нас устраивали". Вот как", — вспоминает Людмила Иванова.
Многие на улице и сегодня называют её Шурой, но она не обижается. Говорит: "Это ведь моя визитная карточка. А раз помнят, значит — хорошо сыграла".
- Людмила Прокофьевна, представляете, Бубликов умер.
- Почему умер, я не давала такого распоряжения, как умер?
- Умер.
- Почему умер?
- Я еще не выясняла, сдайте, пожалуйста, деньги на венок.
"Там было продолжение сцены, когда Шура хоронит Бубликова. Он, значит, идет на меня с кулаками. И вот тогда Рязанов говорит: "Ну-ка, стоп". Когда он близко к вам подойдет, начинайте кричать: "Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов". И мы это от него скрыли. Значит, мотор. Он подходит, и я начинаю кричать: "Ура! Да здравствует живой товарищ Бубликов!", — признается Людмила Иванова. — Петр Иванович Щербаков, гениальный артист, начал кланяться и говорить: "Спасибо вам, товарищи, спасибо за все". Но это в фильм не вошло, к сожалению".
"Королеве эпизода" в кино чаще всего доводилось играть комедийные роли: неугомонные тетки, энергичные соседки, старухи и даже однажды — сваха.
Но особенно дорога Ивановой роль совсем не комедийная. Лента "Помни имя свое" — реальная история женщины, потерявшей в концлагере сына. В картине Людмила Ивановна сыграла подругу главной героини. Даже сегодня, спустя много лет, вспоминая те съемки, она не может сдержать слез.
"Это мой фильм... Мы с Касаткиной проплакали целый год, снимались в Освенциме. Но это тоже надо помнить", — говорит народная артистка РСФСР.
Другим делом жизни для Ивановой был и остается театр. Вместе с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Игорем Квашой она стала одним из основателей "Современника". Свою первую роль сыграла в спектакле "Вечно живые".
Впоследствии актриса участвовала во всех эпохальных постановках родного театра. Играла деревенскую старуху в "Крутом маршруте", колдунью в "Старшей сестре", Зою в пьесе Володина "Пять вечеров".
"Ой, а это мой любимый партнер. Замечательный Валентин Гафт. Мы с ним играли вместе в спектакле "Аккомпаниатор", — вспоминает Людмила Иванова, рассматривая старые фотографии.
Но самая любимая в "Современнике" — это роль умирающей женщины в спектакле Галины Волчек "Эшелон". "Это потрясающе, это эпопея. Это такой народный спектакль. Я там играла такую Саввишну, простонародную женщину, которая боялась, что она умрет, не доедет. Потом все в театре говорили, что нам не доехать. Это у нас была крылатая фраза", — говорит артистка.
Был и остается у Ивановой и другой талант. Еще в 60-е она начала писать бардовские песни. Это ей принадлежат известные строки: "Может быть, может быть, я не современная. Может быть, может быть, я и суеверная. Только мне все кажется, почему-то кажется, что между мною и тобой ниточка завяжется".
Ее энергия, кажется, неиссякаема. Оставаясь верна "Современнику", Людмила Иванова успевает писать книги, преподает актерское мастерство и руководит детским музыкальным театром.
Иванова: "Я сыграла любимые роли, которые мне не удалось сыграть в "Современнике". Я сыграла "Пиковую Даму" Пушкина, с большим наслаждением, конечно. Любимого Гоголя сыграла, пьесу, которую я сама написала, "Маменька", про мать Гоголя".
Сегодня она редко появляется в кино, но гордится каждой своей ролью. В том числе — и последней в одной из киноновелл "Москва, я люблю тебя!".
Наверное, чтобы лучше всего охарактеризовать Людмилу Иванову, надо вспомнить фразу из уже упомянутого фильма "Служебный роман". Там, она, правда, относилась к героине Светланы Немоляевой, но в жизни очень подходит Людмиле Ивановне: "Больше всего я люблю в ней то, что она оптимистка — что бы ни стряслось! А земной шар, как известно, вертят именно оптимисты". Это точно про Иванову.
"Я счастливый человек, несмотря на все горести. И вот сейчас у меня были страшные два года, когда умер муж и умер сын, и все равно я скажу, что я счастливый человек. Вот я пережила это и хочу и за них поработать", — не унывает Людмила Иванова.