5 марта 2012, 10:22 5 марта 2012, 11:22 5 марта 2012, 12:22 5 марта 2012, 13:22 5 марта 2012, 14:22 5 марта 2012, 15:22 5 марта 2012, 16:22 5 марта 2012, 17:22 5 марта 2012, 18:22 5 марта 2012, 19:22 5 марта 2012, 20:22

Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских

  • Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских
  • Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских
  • Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских
  • Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских
  • Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских
  • Московские власти выпустили книгу об архитекторах Быковских
Департамент культурного наследия начал компанию по просвещению москвичей – выпустил два фотоальбома, посвященных творчеству династии архитекторов Быковских. Выдающиеся зодчие XIX века – Михаил и Константин – во многом определили неповторимый исторический облик столицы.

Департамент культурного наследия начал компанию по просвещению москвичей — выпустил два фотоальбома, посвященных творчеству династии архитекторов Быковских. Выдающиеся зодчие XIX века — Михаил и Константин — во многом определили неповторимый исторический облик столицы. Самая известная работа Михаила Быковского — знаменитая усадьба Марфино. Его сын Константин, был главным архитектором Московского университета. Почти весь тираж, полторы тысячи экземпляров, Москомнаследие обещает раздать бесплатно всем желающим.

Два внушительных тома, посвященных архитекторам Михаилу и Константину Быковским, отцу и сыну, с сотнями иллюстраций, на прекрасной бумаге – подарок москвичам от департамента культурного наследия. В прямом смысле весь тираж – а это полторы тысячи экземпляров — обещают раздать бесплатно. Так глава Москомнаследия Александр Кибовский начал кампанию по просвещению горожан.

В первом томе – творения Михаила Быковского. Большинство его зданий сегодня можно увидеть разве что на этих страницах – полностью перестроена Московская биржа в Китай-городе, разрушен торговый пассаж на Неглинной улице, церковь Никиты Мученика на Новокузнецкой снесена в 1936-м. Из сохранившихся – Ивановский монастырь на улице Забелина.

"Потрясающие совершенно своими пропорциями аркады, в интерьере и во дворе – с круглыми окнами итальянскими над колоннами", — делится впечатлениями искусствовед Людмила Сайгина, научный сотрудник Музея архитектуры имени А.В.Щусева.

Собор усекновения главы Иоанна Предтечи, возведенный в 1860-х, считает Людмила Сайгина, — результат полемики Быковского с Константином Тоном, автором Храма Христа Спасителя. Если искусство Тона, по словам его современников, это воплощенная в камне триада графа Уварова – "православие, самодержавие, народность", – то творчество Быковского – с европейскими чертами. Архитектурный вариант спора века – между славянофилами и западниками, которые, впрочем, согласились в одном – время классицизма давно прошло.

"Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка", — слова Николая Гоголя, сказанные еще в 1831 году. В статье "Об архитектуре нынешнего времени" он призвал уйти от канонов ампира, приевшегося за годы Александровского правления.

"Он сказал, ну, сколько можно строить все эти портики, желтые стены и белые колонны. А как было бы красиво, если бы одна улица была мавританская, вторая – гишпанская…", — рассказывает Людмила Сайгина.

Первым на призыв Гоголя откликнулся молодой архитектор Михаил Быковский. Сын обрусевшего поляка – столяра и плотника, – он был учеником знаменитого Доменико Жилярди, с которым подмастерьем работал над усадьбами Кузьминки и Останкино, но семью кормил отцовским ремеслом – вырезал иконостасы. Только покровительство Жилярди позволило юноше занять должность преподавателя в Московском дворцовом училище, а позже – поехать на стажировку в Европу. Вернувшись в Москву в 1832 году, Быковский начал возводить свое самое знаменитое творение – подмосковную усадьбу Марфино. Сейчас там военный санаторий. Отказавшись от классической схемы — главный дом, по бокам два флигеля — Михаил Быковский создал ансамбль с башнями в духе английской готики.

"Вот это слияние средневековой архитектуры, вот центр выделяется не портиком, а трехчастной готической формы окнами, форма которых повторяется вот в этих бровках с органичными завершениями. Франкировано двумя башнями со средневековыми зубцами – это же средневековые европейские замки!" – говорит Людмила Сайгина.

Сын Михаила Быковского – Константин – пошел по стопам отца. Стал зодчим Московского университета. Это он отреставрировал в 1890-х здание Матвея Казакова на Моховой – ныне факультет журналистики. Построил Университетскую библиотеку в 1905-м. Ее круглый зал перекликается с ансамблем Церкви Святой Татьяны работы Евграфа Тюрина. Константин Быковский вернулся к классицизму, но модернизировал его.

"Несмотря на использование ордерных форм классической архитектуры, в библиотеке – здесь, посмотрите – разные фасады! Симметрии нет никакой, как в классицизме. А решетка – она просто в стиле модерн исполнена!", — рассказывает Людмила Сайгина.

В Зоологическом музее МГУ, который Константин Быковский построил в 1902-м, — пилястры, цокольный этаж — по греческим канонам. И неожиданно вход — с угла, и орнаменты — с совами, белками и кроликами. Такого в классицизме не было никогда. Два десятка зданий Университетского клинического городка, где сегодня располагается Медицинская академия имени Сеченова, — визитная карточка Быковского-сына.

До конца XIX века в районе нынешней Большой Пироговской улицы был пустырь. Девичье поле – излюбленное место народных гуляний. Так, именно здесь в 1826 году проходили торжества по случаю коронации императора Николая I, на которых присутствовал и Пушкин.

Архитектор Константин Быковский хотел спроектировать на этом месте университетские клиники таким образом, чтобы они отвечали всем современным санитарным нормам. До него больничные отделения обычно располагались в одном здании. В палате на 20 человек часто лежали рядом люди, которые страдали от совершенно разных заболеваний. Быковский понял – гигиена требует иного. В своем проекте он поместил педиатрическое, психиатрическое и гинекологическое отделения в разных корпусах.

Быковские, отец и сын, — в числе основателей Училища живописи, ваяния и зодчества. Они же в 1867 году создали Московское архитектурное общество, которое объединило десятки мастеров. Проводили конкурсы проектов, открыли постоянную выставку строительных материалов, организовали школу десятников – сегодня сказали бы прорабов: квалифицированных строителей в то время не хватало.

Обо всем этом – в книге, которая, как надеются авторы, станет пособием и для современных зодчих, доступным в любой точке мира, – электронную версию издания можно свободно скачать на сайте департамента.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация