FARC признала вину за человеческие жертвы
На Кубе проходит 13-й раунд переговоров между официальным правительством Колумбии и лидерами повстанческой группировки FARC (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – Революционные Вооруженные Силы Колумбии). Этот раунд запомнится тем, что один из командиров FARC сделал без преувеличения революционное заявление, признав, что бойцы движения виноваты в многочисленных человеческих жертвах, количество которых с 1964 года превысило 220 тысяч человек. До этого момента повстанцы всегда представляли себя пострадавшей страной, обвиняя в жертвах центральное правительство.
"Вне всякого сомнения, мы действовали жестко и причиняли боль", — заявил Катакумбо. Он также предложил сформировать комиссию по установлению причин и обстоятельств конфликта, в которую могут войти как колумбийские, так и международные эксперты. Кроме того, лидер повстанцев предложил определить круг пострадавших за построение "общества социальной справедливости" и определить размер необходимой компенсации. По данным экспертов, речь идет более чем о полутора миллионах вынужденных беженцев, а также о родственниках 220 тысяч погибших и 15 тысяч пропавших без вести. Необходимо отметить, что признанию Катакумбо предшествовало выступление президента Хуана Мануэля Сантоса, который признал, что при проведении антитеррористических операций имело место неоднократное нарушение прав человека и гуманитарного права.
В ходе предыдущих раундов переговоров сторонам удалось прийти к принципиальному соглашению об аграрной реформе, из-за которой и началось полувековое противостояние. Именно требование справедливого распределения незаконно присвоенной или конфискованной земли между крестьянами все это время было одной из главных причин популярности FARC среди колумбийцев – сейчас в ее рядах состоит около 20 тысяч человек, больше половины из которых – женщины. Сказывались и географические условия: на данный момент организация контролирует порядка 30% территории Колумбии, в основном труднодоступные горные районы и джунгли, где обосновались многочисленные производители кокаина, которые в обмен на защиту платят FARC так называемый "революционный налог", за что тех иногда называют "наркопартизанами".
Как бы то ни было, достижение соглашения по аграрной реформе стало для правительства и для президента Хуана Мануэля Сантоса крупной дипломатической победой. Однако, чтобы достичь полного урегулирования, Сантосу понадобится нечто большее, чем простые заявления. Дело в том, что в Колумбии существует запрет на занятие политической деятельностью для "лиц, осужденных за преступления, связанные с принадлежностью, финансированием или поддержкой нелегальных вооруженных группировок". Для того чтобы окончательно урегулировать конфликт, правительству Сантоса необходимо договориться о политической амнистии для повстанцев и согласовать условия для их участия в легальной политической жизни.