Годен на год
Сегодня международные экипажи работают на борту космической станции примерно по полгода. Но у российских космонавтов есть опыт и более длительных полетов на орбитальную станцию "Мир". Мировой же рекорд по длительности пребывания в космосе принадлежит космонавту-врачу Валерию Полякову, который в 1994—1995 годах провел на борту станции "Мир" 437 дней.
Мечта о полете к соседним планетам стала на шаг ближе. В 2015 состоится годовой полет на Международную космическую станцию. Сегодня интернациональные экипажи работают на орбите Земли, как правило, не больше шести месяцев. К этому космонавтика шла постепенно, экспериментальным путем.
"Каждый день пребывания на орбите оказывает воздействие. И уже после нескольких суток полета есть заметные изменения. И в свое время когда первый длительный полет в 18 суток совершали два наших космонавта на корабле "Союз", когда они вернулись, в общем-то, им было достаточно тяжело двигаться, потому что они находились в замкнутом объеме и практически не делали никакой профилактики", — говорит начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Сергей Крикалев.
Почин к длительным полетам 40 лет назад положил экипаж корабля "Союз-9". Андриану Николаеву и Виталию Севастьянову предстояло провести в невесомости почти 20 дней. Летели в неизвестность. Медики не знали, что будет с человеком на орбите. Именно этот полет подтолкнул к разработке тренажеров для космонавтов. После этого четверо из отряда совершили годовые полеты. Сергей Крикалев, теперь начальник ЦПК, провел на орбите 311дней, но не по своей воле. Замены не было. Так получилось, что Крикалев улетал из одной страны — Советского Союза, а вернулся в другое государство – Россию.
"Ну сложность моего полета заключалась в том, что планировались пятимесячные полеты. На пять с небольшим месяцев. И естественно силы все рассчитывались на эту дистанцию, как в спорте. Одно дело, когда бежишь 10 километров. Другое дело, когда ты бежишь пять, пробежал половину, а тебе говорят бежим десять", — объясняет Крикалев.
А мировой, пока никем не преодоленный рекорд по длительности пребывания на орбите у космонавта и врача Валерия Полякова. 437 суток он бессменно тестировал свой организм на орбитальном комплексе "Мир".
"Результаты его полета были очень интересные. Потому что фактически было 3 длительных экспедиции под наблюдением одного врача. Это надо понимать, что уникальная информация, которой у нас ни до, ни после этого полета не было", — говорит заместитель директора по научной работе ИМБП Борис Моруков.
"Я тогда увидел, что летать можно очень долго, по крайней мере, по орбите можно летать очень долго. Достаточно по длительности, чтобы долететь до Марса. Знаете, сколько за 438 суток по дальности я налетал? 286 миллионов километров. Этого хватит с запасом, чтобы долететь до Марса и вернуться обратно", — сравнивает летчик-космонавт, Герой СССР , Герой России Валерий Поляков.
Сразу после полета космонавты с трудом стоят на ногах: мышцы отвыкают от земли. Поляков же на собственном примере доказал, что можно быть в форме и во время и после длительной экспедиции.
"Валера сам сошел по трапу, своими ногами. Поэтому учитывая, что каждый день он занимался физкультурой, состояние у него было замечательное", — вспоминает летчик-космонавт, Герой России Елена Кондакова.
Годовой полет на МКС, который планируется в 2015 году, поднял много вопросов от питания до личной гигиены. Сегодня космонавты для своего туалета используют подогретые влажные салфетки. Скорее всего, для длительной экспедиции на МКС в космос должна вернуться баня. По типу той, что была на советской станции "Мир".
Космонавтам придется значительно больше работать физически, укрепляя кости и мышцы. Тем более, перед полетом они должны быть в абсолютной физической форме.
Экипаж будущих "долгожителей" орбиты уже определен. Летом будущего года начнут тренировку Михаил Корниенко и Скотт Келли. Особое внимание и к подготовке психологической. За 12 месяцев командировки они встретят и проводят домой четыре экипажа российских "Союзов".
"То есть мы будем летать год со Скоттом, а к нам будут приезжать и уезжать экипажи. Ротироваться. Знаете как дальние родственники, когда приезжают, вот примерно так", — объясняет летчик-космонавт, Герой России Михаил Корниенко.
Михаил и Скотт знакомы давно. Вместе проходили подготовку в составе 23-й, 24-й экспедиций на МКС. Теперь им предстоят совместные тренировки в течение нескольких лет. Надо готовиться жить и работать на орбите, как добрые соседи. Сейчас с невесомостью уже научились справляться. Однако есть и другие риски для здоровья, которые могут проявить себя в длительных экспедициях.
"В первую очередь, это конечно бонусы такие научного характера. Но это наша профессия. Мы должны это делать. Я прекрасно понимаю, что это нелегко будет и, мало того, это будет трудно пролетать год. Но, я надеюсь, все это окупится, когда люди полетят дальше", — делится соображениями Корниенко.
Михаилу Корниенко высоты покорять не впервой. Пять лет назад он поднялся на самую высокую гору Африки, Килиманджаро. В 2010-м состоялась его первая экспедиция на орбиту. Годовой полет – новая высота. Как доказательство того, что человеку под силу выдержать межпланетный перелет не в виртуальном эксперименте "Марс-500", а в реальном космосе.
"Каждый день приближает нас к полету на Марс. И на сегодняшний день мы становимся ближе к полету на Марс. Трудно сказать, когда он будет: это зависит от многих факторов. В первую очередь, ограничение у нас находится не в том, чтобы узнать, а может ли человек пролетать год, сколько создать ту матчасть, которая способна обеспечить безопасный полет, создать те методики, по которым будет работать космонавт", — объясняет Крикалев.
То, что еще 40 лет назад казалось фантастикой, становится жизнью. Земляне еще на один шаг приближаются к будущему, предсказанному Константином Циолковским: Земля — колыбель человечества, но нельзя все время жить в колыбели.