Нарышкин: с законом об ответственности для провайдеров спешить не надо
Большие вопросы возникают с фильмами, которые легко скачиваются в Интернете. И кто бы возражал, если бы не несколько "но". Во-первых, появление в "белых и пушистых" поисковиках России ссылок на "серые торренты". И даже если вам все равно, когда такие торренты входят в совсем черные империи по мошенничеству с кредитками и распространению порнографии, то вам, конечно, не всё равно, когда вместе с кино к вам оттуда залетают вирусы. Если честно, именно это переполнило чашу терпению, даже если не иметь в виду во-вторых, которое заключается в том, что нелегальное размещение на интернет-торрентах фильмов, которые вообще-то защищены авторским правом, ведёт к тому, что свои деньги не получают их создатели. И не только кинозвёзды, а рядовые осветители, гримеры, водители и так далее. И вот сейчас в Думе обсуждается новый закон об ответственности для провайдеров и интернет-операторов. О том, что это означает для рядового потребителя, "Вестям в субботу" рассказал председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин.
- Как часто вы сами смотрите кино?
- Не часто, но смотрю.
- А как вы его смотрите?
- Или по компьютеру или по телевидению.
- То есть вы качаете фильмы из Интернета?
- Нет, у меня есть все-таки возможность.
- Диск вставить?
- Да, конечно.
- Давайте так, я от имени цеха в данном случае скажу, моя позиция, по понятным причинам, чуть более, может быть. даже радикальная. Но, действительно, странная ситуация: если в обычной жизни у нас воровство считается делом нехорошим, за него наказывают, за него сажают в тюрьму, минимум морально порицают. То Интернет оказался площадкой, живущей как-то в параллель обществу. Вот там считается — ну и ладно, ну и скачал. И то, что не получил человек зарплату за тот фильм, который у него вышел, — да и ладно, а мне плевать, зато у меня получилось. Вот вами это двигало или, может быть, какие-то еще более тонкие рассуждения?
- Проблема защиты авторских прав актуальна. И актуальна не только по отношению к культуре, киноискусству, кинематографу. Эта проблема актуальна и к другим секторам и сферам нашей жизни: науки, образованию, инновационной экономики. И именно поэтому эту проблему мы обсуждали на последнем заседании Совета по культуре в Государственной Думе. А обсуждали еще и потому, что на предыдущих заседаниях, где эта тема впрямую не ставилась, звучали, и очень активно, голоса и мысли о том, что новому современному искусству трудно пробиться в медиапространство. Новому поколению творцов трудно выйти в публичную сферу. И это происходит в том числе потому, что авторские права защищены плохо. В этой связи мы специально на заседании Совета по культуре поставили этот вопрос.
- Там масса комментариев к этому закону сразу прозвучала, потому что понятно, что есть лобби, есть другое лобби. Ну и в частности, это просто из нашего опыта, да, есть торренты, которые говорят: а с какой стати вы решили, что это ваш фильм. Вот нам из космоса спустился, не будем мы вам платить деньги. Сейчас на вас будет такой вал лоббизма: "а это не их кино". Что сказать таким людям?
- Безусловно, здесь целый клубок проблем — от незащищенности правообладателей до такого уже распространившегося откровенного пиратства на безбрежном поле Интернета. Поэтому решая проблему, нужно помнить и об интересах всех сторон этих отношений, в том числе и об миллионах наших граждан, которые пользуются этим продуктом.
- И не лишать их возможности привычно бесплатно пользоваться, что, в принципе, вполне вероятно.
- Абсолютно.
- Главное, чтобы эти права защитить.
- Да, да.
- Как думаете, как быстро вы это разработаете?
- Здесь спешить не надо. Закон должен быть выверенный, законопроект должен быть выверенный. Который бы учитывал, повторяю, интересы всех участников этих отношений.
- Единственное, чего опасаюсь, сейчас вот нас с вами слушают зрители, мы с вами немножко погружены в тему, поэтому, может быть, говорим о знакомых нам предметах. В целом, я так понимаю, что все-таки и наша и ваша философская позиция заключается в том, что пользователь не пострадает. Он продолжит получать доступ к кино, к музыке в Интернете. Речь не идет о чем-то запретительном.
- Вот моя позиция именно такая.