К юбилею Александра Прошкина
Режиссеру Александру Прошкину - 80. Его фильмы хорошо известны всем, кто любит кино. Поздравительную телеграмму юбиляру направил президент Владимир Путин.
Самое тяжелое в жизни режиссера - не работа, а паузы - время, когда ее нет. Так считает Александр Прошкин. Сейчас заканчивает свой 24-й фильм. Пока у него нет названия, черновое – «Сарматы» - в честь древнего кочевого народа. Однако герои фильма - наши современники, место съемок - Оренбуржская область. В этих краях снимает уже третью картину.
«Степь меня заворожила. Самое главное - бесконечность этого пространства, степь же неровная. Она из каких-то причудливых холмов же состоит. Вам все время кажется, что вот оттуда кто-то появится. Эти застывшие тысячелетия, и в смысле цвета - этот желто-бурый цвет на меня действует», - заявил режиссер.
Выбор натуры - вообще любимая часть съемочного процесса Александра Прошкина. В Москве практически не снимает. За почти полвека в кино объездил всю страну, выбирал пейзажи Башкирии, Калмыкии, Крыма, Архангельской, Марийской областей, снимал за рубежом. Путешествовал и во времени. Чаще всего по XVIII и XX векам.
Александр Прошкин по первому образованию - актер театра. По второму - телережиссер. На экране он поставил 3 десятка телеспектаклей. А затем одним из первых начал снимать сериалы.
В многосерийном фильме «Ольга Сергеевна» по пьесе Эдварда Радзинского - звездный состав артистов: Татьяна Доронина, Армен Джигарханян, Валентин Гафт. Актеры говорят, режиссер Прошкин «мягкой хваткой» создает на площадке атмосферу любви. А постановщик уверен, ему везет с артистами, которые «внушают ощущение, что жизнь - это высочайший дар».
«Последнее дело в нашей профессии - изображать из себя начальника и командовать парадом. Потому что я могу работать только с теми людьми, которых я полюбил. Если они это чувствуют, они открываются. Вплоть до того, что они становятся бесстыдными и говорят о себе беспощадную правду», - рассказал режиссер.
Фильмы Прошкина - всегда о непростых периодах в истории страны, чтобы помнить и извлекать уроки. 1945-й год в «Живи и помни», 1953-й с его «Холодным летом», 60-е в картине «Увидеть Париж и умереть», 90-е в ленте «Трио». А иногда снимает кино о чуде.
Александр Прошкин считает - режиссер всю жизнь снимает одно кино. Его история...
«Про человека, который не сгибает спину ни перед обстоятельствами, ни перед властью. Начиная с «Ломоносова», «Вавилова», «Холодного лета 53-го». Даже Настена из распутинской повести «Живи и помни» - это тоже несгибаемое существо, потому что во имя любви она была готова на все, что угодно, на подвиги». – заметил режиссер.
«Кино - это личная мифология режиссера», - говорит Александр Прошкин. Сейчас он верит в свой современный вестерн про двух сестер-археологов. Думает о названии, вместе с Алексеем Айги накладывает музыку и надеется заразить своей верой зрителей.
Анастасия Егорова