Не стало режиссера "первого русского вестерна"
Не стало выдающегося режиссёра - Владимира Мотыля. Он умер этой ночью в одной из московских клиник на 83-ем году жизни. Владимир Мотыль вошёл в историю отечественного кино, прежде всего, как автор "Белого солнца пустыни". А еще были "Женя, Женечка и Катюша" и "Звезда пленительного счастья".
Он так и не дождался официальной премьеры своего последнего фильма - "Багровый цвет снегопада". Владимир Мотыль снимал его более шести лет, но успели посмотреть фильм только журналисты. Эту картину сам он назвал "автобиографической". Посвятил своей матери Берте Антоновне, чья судьба сложилась трагически. Все ее близкие – родители, братья, сестры и муж – кто стал жертвами репрессий, а кто умер в оккупации.
Владимир Мотыль стал классиком еще при жизни, хотя снять успел всего десяток работ. В советские годы популярнейший режиссер, автор первого "русского вестерна" - "Белое солнце пустыни" - попал в опалу. Он не шел на поводу у идеологии, не делал агитсюжетов, славящих "советский" образ жизни. И этого ему не прощали. Второй же его фильм – "Женя, Женечка и Катюша" - по собственному сценарию, вызвал гнев кинокомитета и повлек запрет на профессию.
Спасла опального режиссера экспериментальная студия Григория Чухрая. Ему предложили "искупить вину" и поставить фильм об установлении советской власти в Средней Азии. В результате родилось легендарное "Белое солнце", политические события в котором стали только фоном. В течение трех десятилетий на телеэкранах не прекращаются показы киношлягера, иностранные компании периодически возобновляют покупку прав на этот фильм. Именно его берут с собой в полет космонавты. Давняя традиция МКС.
К 150-летию восстания декабристов Мотыль поставил фильм "Звезда пленительного счастья", также единодушно признанный кинокритикой и публикой.
Далее Мотыля вторично изгоняют из кино: запретили его "Лес" по Островскому. До конца перестройки режиссер работает в Останкино, пишет сценарии для телефильмов.
"Багровый цвет снегопада" сам режиссер считал своим возвращением в кинематограф через 13 лет тишины. На пресс-показе он делился с журналистами идеями новых проектов, которые так и не успел воплотить.