24 мая 2010, 11:57 24 мая 2010, 12:57 24 мая 2010, 13:57 24 мая 2010, 14:57 24 мая 2010, 15:57 24 мая 2010, 16:57 24 мая 2010, 17:57 24 мая 2010, 18:57 24 мая 2010, 19:57 24 мая 2010, 20:57 24 мая 2010, 21:57

70 лет со дня рождения Иосифа Бродского

  • 24 мая поэту, эссеисту, драматургу, лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому исполнилось бы 70 лет
    24 мая поэту, эссеисту, драматургу, лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому исполнилось бы 70 лет
24 мая поэту, эссеисту, драматургу, лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому исполнилось бы 70 лет. В 72-м году власти вынудили поэта эмигрировать. Навсегда покидая родной Петербург, он задумал объехать другие города мира, тоже расположенные на Пулковском меридиане.

24 мая поэту, эссеисту, драматургу, лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому исполнилось бы 70 лет. В 72-м году власти вынудили поэта эмигрировать. Навсегда покидая родной Петербург, он задумал объехать другие города мира, тоже расположенные на Пулковском меридиане. Так в 85-м году Бродский посетил Стамбул и описал свое путешествие в прозе.

"Я прожил 32 года в Третьем Риме, примерно с год – в Первом. Следовало для коллекции добрать Второй". Иосиф Бродский "Путешествие в Стамбул".

"Существуют места, где история неизбежна, как дорожное происшествие. Места, чья география вызывает историю к жизни. Таков Стамбул, он же Константинополь, он же Византия". Иронично, но очень точно. Справедливость этих строк особенно сильно ощущается здесь – в храме Айя-София, Святой Софии.

Храму – полторы тысячи лет. Треть из них он был мечетью. Лики святых теперь расчищены и соседствуют с гигантскими щитами. На них – имена Аллаха и пророков – арабской вязью. В стиле Поллака или Кандинского, отмечает Бродский. Фотографий он не делал. И съязвил по поводу японских туристов с их известной страстью запечатлеть себя на фоне всего в этом мире вертикального. Как в мае 85-го, так и 2010-го. Христианку Софию обернули в ислам без особых усилий: возвели минареты с обеих сторон. Форма храма стала моделью для многих мечетей. Бродский назвал их застывшими каменными жабами. Хотя и добавил: на фоне заката эти инопланетные силуэты производят сильное впечатление. Даже Гранд-Базар с его расписными сводами Бродский сравнил со Святой Софией, в плоском варианте.

"Это и есть сердце, мозг и душа Стамбула. Это город в городе, это и выстроено на века. Этого ни на Запад, ни на Север, ни на Юг не перенести". Известные универмаги мира Бродский назвал детским лепетом по сравнению с этими торговыми катакомбами.

Этот базар странным образом напомнил поэту православную церковь. Благодаря горящим везде гирляндам желтых лампочек и бесконечной россыпи бронзы, бус, браслетов, серебра и золота под стеклом". Впрочем, в самом начале эссе Бродский оговорился, что не претендует на объективность. И просит относиться к его наблюдениям уж если не с полным недоверием, то с долей сарказма. За 25 лет на базаре ничего не изменилось, а, может, и за века. Разве что новый закон в Турции запретил зазывалам докучать покупателям. Но торговаться на Востоке не запретят никогда.

- Вот эта мне нравится!

- Эта стоит 30 лир, двойная цена по сравнению с другими, хорошая работа!

- Двойная цена? А как насчет двойной скидки?

- Двойной скидки? Да она стоит и того дороже! На выставках в Европе, США, Японии ее продают за 50 долларов!

- Ну как насчет хотя бы маленькой скидки?

- Ладно, 25 лир, но только для вас.

- Тогда я беру!

Стамбул происходит от греческого "стан полин", то есть "город". "Стан? Полин? Русское ухо? Кто здесь кого слышит? Здесь, где "бардак" значит стакан. Где "дурак" – значит остановка. А "дурак автобуса" – остановка автобуса". И разве что турецкий чай, он и по-русски чай. Его пьют повсюду – на улицах, и на официальных встречах".

"Чай в Турции лучше, чем кофе и, как почистить ботинки, ничего не стоит в переводе на любые известные нам деньги. Он крепок, цвета прозрачного кирпича, но не будоражит, ибо подается в таком вот стакане – он называется "бардак", ёмкостью граммов в пятьдесят, не больше". По словам Иосифа Бродского, чай – лучшее из того, что встречалось ему в Стамбуле.

А вот что почти бесило автора, так это вечная стамбульская пыль. Просто ли это грязь или земля пытается оторваться от самой себя? Спустя 25 лет – это уже не катастрофа для города. Но, как и прежде, в Стамбуле – масса чистильщиков обуви всех возрастов, с их восхитительными медью обитыми ящичками, с набором гуталина.

"Как все чистильщики сапог, эти люди – большие философы. А лучше сказать: все философы – суть чистильщики больших сапог".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация