Полный абзетцер в Подмосковье
Гигант в отставке. Один из карьеров в Воскресенском районе стал последним пристанищем для исполинского экскаватора. Это штучный товар, и большинство из них давно превратились в металлолом. Единственный оставшийся в Подмосковье экскаватор поражает воображение редких туристов своими размерами.
Если знать, куда ехать по запутанным лесным дорогам под Воскресенском, то выехать можно к так называемому Лопатинскому руднику. В советское время промышленными масштабами в этих глухих местах добывали сырье для удобрений. Сегодня о размахе того производства напоминает ландшафт и один единственный уцелевший гигантский экскаватор.
- А это вообще живая штука-то?
- Конечно, живая.
- И копать может?
- Все может, все еще живое. Мы вот охраняем, чтобы не растащили.
Александр, житель ближайшей, но отсюда все равно очень далекой деревни, вспоминает, как эти механизмы по частям привозили на карьер. В лучшие дни добывающего предприятия таких агрегатов тут работало сразу несколько. Но лучшие дни давно уже позади.
- У нас в карьерах было по четыре таких бандуры.
- И куда они делись?
- Как куда? На металлолом порезали!
Произведенные в братской социалистической Германии в 80-е годы эти экскаваторы, называемые абзетцерами, были призваны докопаться до руды, расположенной под десятками метров песка.
По-настоящему масштаб этого монстра ощущается только, когда оказываешься в непосредственной близости рядом с ним. Попадаешь будто бы в декорации фильма – то ли "Кин-дза-дза" Георгия Данелия, то ли "Звездные войны" Джорджа Лукаса.
Состав из пятнадцати вагонов загружали за 15 минут. Шестьдесят секунд на 60-тонный вагон, то есть тонна породы в секунду. И однажды такая производительность даже стала роковой. "Был такой случай. Помощник свалился со стрелы, упал куда-то. Подумали, что он домой ушел. День или два его не было, а потом решили его искать. Нашли в песке нашли, его завалило", – рассказывает Александр Церковников.
Сейчас остается лишь вспоминать, как это все работало. Главный оператор этой махины, которой управляли впятером, сегодня сторожит обездвиженного гиганта. "Знаете, как было, почти гусениц не видно было, во как ехала! Гусеницы вот так торчали, а все остальное в земле было. Поперла как танк", – рассказывает бывший оператор.
По самым приблизительным подсчетам, сравнимый объем работ выполнить не сможет даже несколько десятков единиц обычной строительной техники, не говоря уже о затраченном времени. Сколько же надо взять традиционных экскаваторов, чтобы получился полный абзетцер?
"Сотни и даже две сотни их не справится, потому что мощные ковши и мощные транспортировочные ленты поднимают песок в отвалы", – говорит депутат Воскресенского городского совета Николай Гончаров. Он считает, что сегодня такая модель экскаватора вряд ли может быть востребована: "Экскаватор – это одно. Он добывает руду. А дальше ее нужно отправить по железной дороге, ее нужно принять на фабрике. Это сложная технологическая цепочка".
Несмотря на то, что никаких работ тут давно уже никто не ведет, на шатких рельсах, которые даже можно перекладывать в нужном направлении, нам повстречался какой-то заблудившийся паровоз.