В реставрации Петергофа осталось сделать последние штрихи
Восстановлением домовой церкви апостолов Петра и Павла завершается долгий процесс послевоенной реставрации Петергофского дворца. Теперь трудно представить, что поначалу думали сделать на месте резиденции дом отдыха, а руины законсервировать. Последнего требовала и Венецианская хартия ЮНЕСКО.
Видеть своими глазами роскошь петергофского барокко для наших современников большая удача. После войны идея восстановления дворца была очевидна не всем. Думали сделать на месте резиденции дом отдыха, а руины законсервировать. И всё же историки и искусствоведы победили и смогли дать Петергофу второе рождение. Хотя это и противоречит девятому параграфу Венецианской хартии: "Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза".
"Если бы полностью погибшие пригороды Петербурга пошли по пути Венецианской хартии, мы бы сейчас стояли в руинах, но это неправильно: восстановление Петергофа – важный идеологический проект", – рассказывает директор государственного музея-заповедника Елена Кальницкая.
Церковь Петра и Павла – последняя ступень в более чем полувековой истории воссоздания большого дворца, что особенно ценно, в ее сердце – алтаре – сохранилось подлинное творение Растрелли – две колонны. Реставраторы уверяют, еще бы немного – и кирпич эпохи Елизаветы Петровны превратился бы в пыль.
"Было выполнено закрепление кирпичной кладки, тщательно пропитано всё гелем. Слои штукатурки тоже закрепили. Это родная штукатурка", – рассказывает руководитель реставрации в церковном корпусе Галина Агалина.
Впрочем, увидеть колонны можно только сейчас, после освящения церкви в июле резные алтарные врата закроют. В храме расставят сотни икон, и хотя это часть экспозиционного пространства, будут проводить богослужения: как в прошлом, когда в любимой церкви Елизаветы Петровны играли свадьбы и крестили детей придворных и царской семьи.
"Все дети Николая II, кроме старшей дочери Ольги, родились в Петергофе, вначале в этой церкви крестили девочек, потом в 1904 году царевича Алексея. Не прошло и 10 лет с момента крещения, как прервалась история дома Романовых", – рассказала заведующая особой кладовой музея-заповедника Нина Буланая.
Эту церковь заморские гости называли одной из самых пышных в мире: всё вокруг было в матовом и глянцевом золоте. Современные мастера пытаются воссоздать барочный интерьер по акварели художника Гау. Все скульптуры ангелов вырезают из липы и золотят в мастерских, а на месте работают только с мелкими деталями. Технология полировки не изменилась с XVIII века – через два часа после золочения поверхность разглаживают агатовыми палочками. Здесь главное – мягкость прикосновений, чтобы не "раздавить" сусальное золото и не вызвать шелушение левкаса.
Мы находимся под куполом церкви. Позолота и настенная живопись завершены. Осталось повесить люстру – единственный предмет, который сохранился здесь после пожара. Тогда снимут леса. Это будет означать, что реставрация большого Петергофского дворца закончилась. Но мастерам будет чем заняться: залы, сданные в 60-е годы, снова требуют внимания.