Генетика человека 5 сентября 2011, 20:06 5 сентября 2011, 21:06 5 сентября 2011, 22:06 5 сентября 2011, 23:06 6 сентября 2011, 00:06 6 сентября 2011, 01:06 6 сентября 2011, 02:06 6 сентября 2011, 03:06 6 сентября 2011, 04:06 6 сентября 2011, 05:06 6 сентября 2011, 06:06

Европейские ученые призывают не завидовать стройным

• Европейские ученые призывают не завидовать стройным
    У лишнего веса, как и у патологической худобы, есть свой ген, считает международная группа ученых из Имперского колледжа в Лондоне и Лозаннского университета
  • Европейские ученые призывают не завидовать стройным
У лишнего веса, как и у патологической худобы, есть свой ген. К такому выводу пришла международная группа ученых из Имперского колледжа в Лондоне и Лозаннского университета. Более того, предрасположенность к крайней худобе может влиять на психическое развитие человека, считают исследователи.

У лишнего веса, как и у патологической худобы, есть свой ген. К такому выводу пришла международная группа ученых из Имперского колледжа в Лондоне и Лозаннского университета. Они обследовали несколько тысяч добровольцев и определили, что комплекция человека определяется не только его образом жизни, но и наследственностью. Более того, предрасположенность к крайней худобе может влиять на психическое развитие человека.

Четырехлетний Мэтью из Лозанны – уникальный ребенок. В его ДНК – редчайшая мутация цепочки генов: в одном из генетических участков у него содержится по три копии каждого гена, вместо нормальных двух... То есть Мэтью предрасположен к худобе. Ученые – генетически, а родители – эмпирически пришли к одному выводу.

"Год назад у нас был случай, когда Мэтью не ел ничего три дня. У него ничего не болело, но есть он просто отказывался, как мы ни пытались его заставить. Он просто не хотел есть", – вспоминает Гислин Гросли, отец ребенка.

Мэтью – один из тысяч участников-добровольцев, которых обследовали швейцарские ученые. Результаты опубликованы в научном журнале "Nature".

Вкратце его суть состоит в том, что в геноме человека есть некий участок, состоящий из 600 тысяч пар нуклеотидов – 27 генов. От того, сколько копий этих генов содержится в организме, зависит предрасположенность к худобе или полноте.

"Большинство людей с такой генетической особенностью, как у Мэтью, имеют проблемы с весом. И как правило, они входят в число тех, у кого индекс массы тела понижен", – рассказывает Александр Реймонд профессор Лозаннского университета.

Но есть и побочный эффект – люди с таким набором генов могут оказаться умственно неполноценными. Тем более что говорить о победе генетики над фастфудом и малоподвижным образом жизни пока, как минимум, рано. Несмотря на огромный массив данных, очевидную склонность к полноте или худобе можно определить крайне редко. За индекс массы тела отвечают сразу несколько генов. И в каждом отдельном случае они складываются в мозаику, которую рассчитать крайне сложно и, наверное, даже не нужно.

"Вот однояйцовые близнецы, – приводит пример Пётр Сломинский, профессор, заведующий лабораторией молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН. – Они генетически одинаковы. Ну, так случилось – они попали в разные семьи. И дальше их воспитывали. Вот если таких близнецов сравнивать, то тогда они становятся зачастую очень разными по массе тела, потому что они попали в разную среду, с разным стилем жизни, разным стилем питания".

Хотя тема – более чем благодатная для спекуляций. Как только не предлагали бороться с ожирением. В той же Швейцарии объявляли об изобретении вакцины от ожирения. Она, по замыслу ученых, должна блокировать гормон под названием "грелин", который отвечает за чувство голода. Идут клинические испытания.

В нашей стране люди стремительно толстеют. По прогнозам, к 2025 году половина женщин и 40 процентов мужчин будут иметь лишний вес. Самые эффективные методы борьбы с ожирением к генетике никакого отношения не имеют – здоровое питание и фитнес. Этот метод, кстати, опробован на животных. Он работает.