Китайский J-20 сможет летать, но не драться
В стране проведен первый испытательный полет истребителя пятого поколения J-20. При его создании конструкторы использовали технологию "Стэлс". Некоторые американские эксперты говорят, что китайский самолет может составить конкуренцию американскому истребителю F-22 и российской новинке Т-50. Сначала в Интернете появилась видеозапись полета и фотография нового истребителя, потом сообщения об испытаниях были подтверждены официально. "Вести ФМ" связались с директором Центра анализа стратегий и технологий Русланом Пуховым.
"Вести ФМ": Руслан Николаевич, здравствуйте!
Пухов: Добрый вечер!
"Вести ФМ": Скажите, китайские истребители сейчас такого же качества как китайские автомобили, или опасения американских экспертов обоснованны. И вот этот J-20 может в ближайшее время составить конкуренцию истребителю F-22?
Пухов: Здесь ситуация даже хуже, чем с китайскими автомобилями. Все-таки вряд ли этот самолет можно назвать полноценным самолетом пятого поколения. Он не является конкурентом, безусловно, ни серийному американскому F-22, ни даже самолету Т-50, разработки ОКБ "Сухого", который у нас уже вышел на испытания. Это то, что инженеры-авиационщики называют "демонстратор технологий". У нас было два таких демонстратора: в свое время ОКБ "Микоян" еще в советские времена сделало, а подняло уже в постсоветское время так называемый самолет под названием 1.44. У "суховцев" был так называемый самолет с обратной стреловидностью, который они называли "Беркут". Сначала он назывался С-32, потом С-37, потом СУ-37. Это модели самолетов, которые совершали испытательные полеты, МиГовская машина совершала три или четыре полета, "суховцы" летали гораздо больше, но они не планировали пускать в серию этот самолет. Это, скорее, была летающая лаборатория для отработки тех или иных элементов: малозаметности, крейсерского сверхзвука или чего-то еще.
"Вести ФМ": Эксперты говорят, что у этого самолета проблемы возникли потому, что он, в общем-то, не невидимка, хотя должен быть невидимкой. Да и движок у него какой-то дохленький. Как, например, на "Мерседес" поставить движок мощностью 50 лошадиных сил. Скажите, скоро ли китайцы смогут догнать наиболее развитые в этом отношении страны по технологиям или никогда?
Пухов: Вы правильно указываете, что у него есть несколько детских болезней. Одна из первых болезней – он переутяжелен. Совершенно очевидна некрасивая аэродинамическая схема. Марсель Дасо – известный французский конструктор самолетов, основатель фирмы "Дасо Авиасьон" говорил, что для того, чтобы самолет хорошо дрался, он должен быть красивым. И когда ты смотришь на американские самолеты пятого поколения и на наши, российские, и на самолеты четвертого поколения, сделанные в России, в США или в Европе, ты видишь, как они красивы. Это такой… зверюшка. Это первый момент.
Второй момент. Безусловно, двигатель они используют наш, российский. Поэтому пока они не сделают свой надежный двигатель хотя бы четвертого поколения, мы уже не говорим про пятое, которое будет обеспечивать крейсерский суперзвук, это по-прежнему будет игра разума китайских инженеров. Китайские патриоты будут постить его фотографии в Интернете, но это самолет, который драться не сможет. Он сможет летать, наверное, на нем можно будет отрабатывать какие-то технологии. Но вряд ли он будет запущен в серию. Потому что до тех пор, пока мы поставляем в Китай двигатели, и они не в состоянии делать свой, понятно, за какое место мы их держим.