Петр Осичанский: российские моряки не пострадали от цунами
Огромное цунами вызвало в Японии многочисленные разрушения и жертвы. Сила была такой, что спокойно сбивала постройки и несла на себе суда. На связи со студией "Вестей ФМ" выходит президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
"Вести ФМ": Петр Иванович, первый и, наверно, главный вопрос: есть ли, по вашим данным, жертвы и пострадавшие среди моряков?
Осичанский: Нет, по нашим данным таких жертв нет и, дай бог, что их и не будет.
"Вести ФМ": Что происходит с кораблями во время цунами? Как предупреждают вас о том, что будет волна? Как вы вообще готовитесь к таким чрезвычайным ситуациям?
Осичанский: Вообще цунами представляет опасность для береговых, для островов, а Япония уже неоднократно переживала цунами, и там уже имеют печальный опыт гибели многих сотен тысяч людей, когда в 1923 году волна цунами практически стерла с лица земли Йокагаму, тогда погибли 93 тысячи человек. Ранены было 103 тысячи человек, и 43,5 тысячи человек пропали без вести, что означает, что они тоже погибли. Поэтому Япония чаще всего встречает цунами. В наше советское время, в 1952 году, была большая волна – высотой 6-7 метров, которая практически снесла город Северо-Курильск, небольшой городок, расположенный на острове Парамушир. Там погибло 2336 человек. Что касается моряков, то, в принципе, если судно находится в море, то ему цунами не страшны, поскольку волна набирает энергию только тогда, когда она приближается к Земле, вот тогда она приобретает высоту, силу и разрушительную силу. Все мы помним, как в 2004 году, когда произошло мощное цунами, и погибли 200 с лишним человек в районе Таиланда. Моряки в море могут даже и не заметить этого цунами, поскольку оно не отражается. Для моряков страшней всего тайфуны. Цунами для них опасны только тогда, когда они находятся на якоре в каком-нибудь порту или пришвартованы к причалу.
"Вести ФМ": Ну, в скольких километрах от берега должен находиться корабль для того, чтобы чувствовать себя в безопасности во время цунами?
Осичанский: Ну, считается, в 5-20 милях если находиться от берега, это еще неплохо, это удачно, поэтому когда происходит землетрясение, об этом в принципе сегодня уже заблаговременно предупреждают, и моряки стараются выйти в море, чтобы с волной не сталкиваться.
"Вести ФМ": Ну, а как-то перерабатываются маршруты, когда поступает информация о возможном цунами?
Осичанский: Если судно в море, то, как правило, нет, поскольку, как я уже говорил, судно может даже не почувствовать этого. Но когда судно находится в районе островов или прямо у берега где-то, то, конечно же, пароходы стараются выйти в море как можно подальше с тем, чтобы не столкнуться с этими неприятностями.
Комментарий Петра Осичанского слушайте в аудиофайле