Еженедельная программа "Вести.net" от 12 марта 2011 года
Привет, Россия, это программа Вести.net! Сегодня мы снимаем нашу программу в московском офисе компании Nokia, и неспроста, но об этом – чуть позже. Пока же о том, что скандал, сопровождавший появление русскоязычного домена ".РФ", о чем мы неоднократно и подробно рассказывали, от стадии перепалок переходит к стадии дел. Пока не уголовных, но и этого исключать нельзя.
Федеральная антимонопольная служба намерена завести административное дело против крупнейшего в России регистратора доменных имен Ru-Center. В ФАС заявляют, что компания не предоставила необходимые документы по запросу ведомства – за это полагается штраф в размере до миллиона рублей.
"Поскольку мы запрашиваем эти документы не из праздного интереса, они нужны для проведения основного расследования, и, собственно, из-за того, что нам их не предоставили, на сегодняшний день у нас отложено заседание комиссии в очередной раз, мы, соответственно, ждем получения этих документов, чтобы продолжить расследование", – отметил начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев.
ФАС проверяет Ru-Center с ноября прошлого года – тогда регистратора обвинили в киберсквоттинге. Инициатором скандала стал руководитель коммуникационной группы Press Hall Михаил Дворкович. Он заявил, что получил набор документов, который может доказать причастность Ru-Center к махинациям с доменными именами. Дворкович передал эти бумаги знакомым депутатам в Госдуму, в ФАС, а также разослал в ряд СМИ.
Интересно, что в подготовке документов был замечен Филипп Гросс, который является совладельцем прямого конкурента Ru-Center, регистратора Reg.ru, а в прошлом считался самым крупным и известным российским киберсквоттером. Впрочем, несмотря на это, в ФАС подборкой заинтересовались.
Суть претензий в следующем: Ru-Center оформил на себя несколько десятков тысяч наиболее популярных доменных имен в зоне ".рф", а после выставил их на аукцион. Продавать домены по системе "голландского аукциона", с понижением цены, координационный совет думал изначально. Но от этой идеи отказались. Тогда Ru-Center пришлось принимать собственные меры, чтобы, по словам представителя компании Андрея Воробьева, домены не попали в руки к киберсквоттерам.
Воробьев также заявлял, что идея проведения аукциона согласована с ФАС. Впрочем, после того, как аукцион состоялся, и в ФАС, и в координационном центре, заявили, что в данном случае сам Ru-Center выступил в роли "киберсквоттера в законе".
Все деньги, полученные от аукциона, а это 366 миллионов рублей, остались у регистратора. В этом усмотрели нарушение законодательства, и ФАС инициировал проверку аукционов. В связи с этим у Ru-Center потребовали определенный набор документов, среди которых оказались и личные данные клиентов регистратора.
"Мы по-прежнему считаем, что не нарушены были никакие законы, действующие на территории Российской Федерации, ни правила координационного центра, установленные для открытия регистрации доменов ".рф", – говорит директор департамента по связям с общественностью Ru-Center Андрей Воробьев. – Что касается вопроса о непредставлении некоторых сведений по запросу ФАС, здесь можно прокомментировать только одно: мы из огромного списка запрошенных документов предоставили практически все, за исключением той самой информации, которая касается владельцев доменов, которые купили их по итогам аукционов. Эти сведения относятся к персональным данным, и мы просто не можем передать эти персональные данные".
Это административное дело станет первым, возбужденным ФАС против Ru-Center. Впрочем, открытым остается вопрос по основной претензии – как расценивать проведенные аукционы, и что может грозить регистратору в случае признания их незаконными. По административному кодексу, Ru-Center может лишиться 15% выручки. Но самое страшное – если в действиях Ru-Center найдут состав уголовного преступления, а проданные с аукциона домены начнут блокировать и отбирать, ведь это – самые популярные адреса, на которых завязан бизнес.
Координационный центр уже пытался их блокировать, но через неделю был вынужден вернуть доступ. Сейчас, по словам главы координационного центра Андрея Колесникова, худший вариант развития событий – маловероятен. "С точки зрения конечного клиента, который заплатил какие-то деньги за эти домены, в принципе, ничего страшного, потому что домены никуда не исчезают, никуда они не испаряются, – отмечает он, – и поэтому в этом случае вся эта процедура направлена на то, чтобы защитить интересы клиента от регистратора, который нарушает правила регистрации. Нет у нас такого кровожадного стремления отобрать эти домены, за которые люди заплатили огромные деньги".
Кстати, именно координационный центр должен был до 1 марта предложить – как разрешить конфликт с Ru-Center мирно. Однако этого не получилось. Так или иначе, теперь рассмотрение основного дела, о законности аукционов, откладывается, до закрытия административного дела о непредставлении документов.
Новости минувшей недели в информационных телепрограммах наш мониторинг выделил в следующую пятерку.
Замыкает этот список взрыв на остановке возле академии ФСБ в Москве.
Строчкой выше – этап чемпионата мира по биатлону в Ханты-Мансийске.
На третьем месте – празднование международного Женского дня.
Крушение самолета Ан-148 в Белгородской области занимает второе место.
Больше всего в теленовостях уже не первую неделю говорят о происходящем в Ливии и вокруг нее.
Сравним с темами, которые вызвали на этой неделе интерес пользователей "Яндекса". Он измеряет всплеск запросов к тем или иным новостям. И здесь, надо сказать, практически вся пятерка – в том или ином виде спорт.
На пятом месте – матч Лиги Чемпионов между "Барселоной" и "Арсеналом".
Биатлон в Ханты-Мансийске занимает четвертую строчку.
Третье место – конкурс "Мисс Россия-2011".
На втором – футбольный матч в Грозном между командой Рамзана Кадырова и сборной бразильских звезд.
Ну, а на первом – решение послать на Евровидение в Германию Алексея Воробьева.
Конечно, формально конкурсы красоты и песни – это не спорт, но фактически – все атрибуты, включая соревновательный момент, судей и болельщиков – налицо. Так что неделю, в смысле интереса к новостям, смело можем назвать спортивной.
Кинотеатр в Интернете уже никого не удивляет, несмотря на то, что явление это совсем новое. Но теперь есть еще более продвинутое решение – кинотеатр в социальной сети.
Компания Warner Brothers будет показывать свои фильмы на Facebook (запрещена в РФ).com – об этом кинопроизводитель сообщил в пресс-релизе на своем официальном сайте. Первой картиной для соцсети выбран "Темный рыцарь" Кристофера Нолана.
Как подтвердили в Facebook, инициатива полностью принадлежит Warner – к администрации соцсети обратились с готовым бизнес-планом и программным обеспечением. В Warner Brothers создали специальный плеер, встраиваемый в интерфейс Facebook.
Просмотр будет платным, причем платить за него можно будет виртуальными кредитами, которые до сих пор использовались для покупок товаров в играх. Стоить просмотр будет 30 "кредитов" или 3 доллара.
Facebook забирает 30% от этой суммы, остальное достается Warner. "Билет" на сеанс действителен в течение двух суток. Фильмы Warner будет выдавать по очереди, и каждая премьера будет оформляться как Facbook-сообщество, с возможностью размещения комментариев и прочими стандартными функциями.
Все это, судя по всему, порадовало пользователей. Всего за сутки кнопку "Мне нравится" на странице нажали почти 4 миллиона раз. А вот владельцев онлайн-кинотеатров новости от Facebook и Warner насторожили, равно как и биржевых игроков. По мнению последних, сотрудничество двух компаний может означать только одно – зарождение нового формата распространения фильмов.
Если проект будет развиваться, согласно концепции "социального интернета" Марка Цукерберга, в недалеком будущем, чтобы посмотреть кино, пользователю не нужно будет покидать страницу Facebook. И хотя пока никто из "большой четверки", кроме Warner, не заявил о планах сотрудничества с соцсетью, сама перспектива заставила немного "просесть" акции многих платных сетевых кинотеатров. Впрочем, их российские аналоги могут спать спокойно – сервис Warner пока работает только в США.
Пример налаживания партнерства между Warner Brothers и Facebook уравновесим примером размежевания двух российских компаний, которое нам, как потребителям, похоже, совсем невыгодно.
Через терминалы Qiwi с 15 марта нельзя будет пополнить "Яндекс.Кошелек". Qiwi прекращает сотрудничество с этим, а также десятью другими сервисами. В компании объясняют это намерением предоставлять платежные услуги напрямую, без посредников, через свой Qiwi-кошелек. Очевидно, компания просто не хочет превратиться в транзитный пункт, через который финансы утекают к конкурентам.
"Я думаю, что причина в том, что многие сейчас компании выходят на этот рынок и снижаются комиссии, – говорит главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. – То есть рынок растет, рынок растет очень активно, до 80-100 миллиардов рублей рынок вырос в 2010 году, по оценкам операторов рынка".
Признаки отмежевания Qiwi от сотрудничества с конкурентами наблюдаются уже давно. Компания планомерно поднимала комиссию за перечисление средств на счета "Яндекс.Денег" и многие другие. Теперь же, сделав столь жесткий шаг, Qiwi фактически заявляет о нежелании существовать в прежнем амплуа удобной сети "перевалочных" терминалов.
На начальном этапе Qiwi, несомненно, понесет некоторые потери от своих действий. Впрочем, имея развитую сеть терминалов, компания имеет все шансы занять полноценное место на рынке, где еще год назад правили "Яндекс.Деньги" и Webmoney. С последним Qiwi, кстати, продолжит сотрудничать. А "Яндекс.Деньги", похоже, намерены отказаться от "терминального" пополнения в пользу безналичного. Так, на прошлой неделе компания дала пользователям возможность привязать пластиковую карту любого банка к виртуальному кошельку и оплачивать товары и услуги в Интернете вовсе без комиссии.
Корпорация Microsoft объявила дату выхода новой – девятой – версии своего браузера Internet Explorer. Он станет доступен для скачивания, когда в Москве будет утро вторника, 15 марта. В течение года бета-версия браузера находилась в открытом тестировании, и за это время его установили себе 10 миллионов человек.
Другой не менее известный продукт Microsoft – самая распространенная на сегодняшний день операционная система для персональных компьютеров – может кардинально сменить свой внешний вид. Если это произойдет, то операционку Microsoft логичнее будет называть не Windows, а Bubbles.
Как поживает совместный продукт Microsoft и Nokia, который здесь называют третьей экосистемой? Имея, конечно же, в виду уже вполне успешные на рынке платформы Android и iOS. И какая судьба ждет давно анонсированную операционную систему MeeGo, с которой связывалось столько надежд? Это мы будем выяснять у генерального директора Nokia Стивена Элопа:
- Будут ли выпущены Windows Phone 7 в этом году, какова будет их ценовая категория, на какую аудиторию – массовую или премиум?
- Мы анонсировали, что Win7-устройства начнут поступать на рынок в больших объемах в 2012 году, но рынок оказывает на нас очень большое давление, все хотят увидеть первые телефоны уже в 2011-м. Мы над этим работаем, и давайте подождем официальных анонсов. Что же касается планов, мы хотим как можно быстрее покрыть весь ценовой спектр – от хай-энд смартфонов – в сторону более дешевых аппаратов, сочетая операционную систему от "Майкрософт", мощный бренд "Нокиа", наше культовое железо и сервисы.
- Скептики говорят, что "Нокия" внесла в альянс только свой бренд и каналы продаж. Что на самом деле вкладывает "Нокия" в этот союз?
- "Нокиа" может привнести в этот союз многое. Это, безусловно, наше культовое железо. Но, кроме этого, мы вносим свою долю и в виде программного обеспечения, а также сервисов, таких как, например, карты и навигация. Но, самое главное наше вложение, – это глубокое знание, понимание и успех на многих рынках мира. Россия – идеальный пример такого успеха. Здесь любят телефоны "Нокия", потому что ими удобно пользоваться, в том числе именно в России. Этот опыт и знание локального рынка, в частности – России, и будут нашим вкладом в Windows Phone.
- Как участники рынка реагируют на ваш союз с "Майкрософт"?
- Сотовые операторы многих стран мира верят, что необходима еще одна, третья, мобильная экосистема, и они поддерживают "Нокию" и "Майкрософт" в попытке создать эту третью экосистему. Причина заключается в том, что на мобильном рынке сейчас существуют две платформы – и третья необходима не только для клиентов, пользователей, но и для самих операторов, для большого выбора, большей свободы в бизнесе. В свою очередь, мы должны постараться и предоставить им качественную систему. И, когда это случится, я уверен в поддержке со стороны операторов.
- Что происходит с МииГо? Можно ли в ближайшее время ожидать устройств на этой платформе?
- Мы надеемся поставить на рынок первое устройство на МииГо уже в этом году. И полученный в результате опыт будет использован, скорее, для того, чтобы сделать шаг в направлении следующего поколения мобильных платформ, понять, какими будут новые телефоны, новые модели их использования людьми. То есть, скорее, для исследования будущего, а не того, что мы сейчас делаем на рынке.
- Что "Нокия" планирует делать в нише планшетов, самом, наверное, горячем рынке сегодняшнего дня?
- Мы видим множество ниш для целого спектра устройств, дополняющих мобильный телефон. Это могут быть планшеты, а может – ваш автомобиль, то, что происходит, когда вы в нем находитесь, то есть, мы видим здесь много возможностей. Но я пытаюсь донести до людей в "Нокиа", которые работают над этими устройствами, то, что мы должны быть уверены в том, что привносим уникальную Nokia-перспективу на рынок. Нам не нужен еще один планшет – на рынке уже есть и еще будут многие сотни планшетов. Это не вариант. Вопрос в том, что мы можем сделать уникального? Что важно, например, для России, и как мы можем сделать наш продукт уникальным именно для этого конкретного рынка? Вот о чем мы думаем.
- Последний – личный – вопрос: какой телефон у Вас в кармане?
- У меня много телефонов – и в портфеле, который я ношу с собой. NokiaН8 – отличный смартфон, я много использую е7 для бизнеса, почты. Но у меня есть и телефоны конкурентов. Не буду называть их имена, но у меня есть, по крайней мере, по одному аппарату от каждого из них, и я пользуюсь ими регулярно, чтобы понимать, где мы, где они, и как мы в конце концов их одолеем.
- Какой из аппаратов ваших конкурентов более всего подходит для Вас?
- Я просто скажу, что телефоны "Нокиа", и то, чем они станут, вот это и будут телефоны, более всего походящие мне.
Теперь к другим персонам – тем, к которым пользователи Интернета проявили на минувшей неделе повышенный интерес.
Пятое место – Сергей Катырин, новый глава Торгово-промышленной палаты России.
Далее – народный артист СССР Владимир Этуш, он был госпитализирован, и в Сети поползли слухи об инсульте, которые тут же были опровергнуты самим Этушем.
На третьем месте – отметившая юбилей актриса Елена Яковлева.
Чуть выше – Алла Пугачева. По опросу ВЦИОМ, она была признана символом женщины для наших сограждан.
Первое место на этой неделе – у первого президента СССР Михаила Горбачева, которому исполнилось 80 лет.
Как это часто бывает, только что-нибудь хорошее начнется, и уже раз – и заканчивается. Но в данном случае хорошее заканчивается совсем хорошим – "Фишкой недели ".
Тяжелые рабочие будни вам скрашивают короткие выпуски нашей программы, а в выходные не расслабляемся и подводим итоги. До встречи через неделю, Россия, пока!