Гохрану России – 90. Юбилей широко отмечать не будут
Главному хранилищу ценностей страны исполнилось 90. Гохран был создан в 1920 году по личному указанию Ленина для сбора конфискованных, понятно, у кого, драгоценностей. В более поздние годы коллекция пополнялась сокровищами, добытыми уже иным путем – в частности, из недр российской земли. Сегодня в фондах хранилища – золото, платина и редчайшие алмазы. Именно поэтому Гохран – крайне закрытая организация. Вот и юбилей широко там не празднуют.
В ничем не примечательной серой высотке, каких в Москве сотни, а может быть даже и тысячи, размещается Гохран. 14 этажей вверх и сколько-то еще под землей. А вот сколько, кстати, – это секрет. Здесь хранятся коллекции сокровищ и эталоны, по которым оценивают и с которыми сравнивают все драгоценности, добываемые и обретаемые Россией.
Сотрудники Гохрана с гордостью говорят: это наша крепость, наш Форт Нокс. Для посторонних здесь мало что можно. И почти ничего нельзя. А съемки коллекции алмазов разрешают проводить только под строгим присмотром контролеров.
"Перед вами эталонная коллекция образцов по цвету. От бесцветного до темно-коричневого, и кристаллы алмазов по форме и дефектности, – рассказывает заместитель начальника отдела сортировки алмазов Гохрана России. – Также в нашем отделе имеется коллекция крупных алмазов".
Они знают каждый камень в лицо, но вот свои лица и фамилии сотрудникам алмазного отдела приходится скрывать. Они буквально на глаз могут определить цену любого камня. А складывается она из стоимости бриллиантов, которые можно из него получить. Ну а как можно огранить, например, "NNN" подскажет компьютер.
Здесь сортируют алмазы по шести тысячам позиций. Начиная от 10 карат и вплоть до гречки, пшёнки и сахарного песка, как говорят специалисты по алмазам.
В нумизматическом хранилище экземпляры, конечно, покрупнее. В ящичках – внушительная коллекция западноевропейских, византийских и античных монет из золота и серебра. И почти без пробелов – всё российское монетное дело начиная от Петра I.
В отдельных хранилищах – золотые, платиновые и палладиевые слитки. Эквиваленты обмена. Именно они обеспечивают стоимость российского рубля. Но вместе с самыми обычными слитками здесь хранят и поистине исторические экземпляры.
Cлиток с британского крейсера "Эдинбург". В 42-м году на нем перевозили почти 6 тонн советского золота. Немецкие подлодки потопили крейсер в Баренцевом море. В 86-м году клад подняли и поделили между компанией, которая занималась подъемом, и двумя странами.
"Исходная цена этого слитка будет вес металла, который заключен в нем, по сегодняшним ценам. И, конечно, как мы считаем, нужно умножить эту цену в разы. Во сколько, точно не могу сказать. Может быть в 2, в 3, может быть и больше. Слитков на аукционах с "Эдинбурга" не проходило", – говорит Галина Свинцова, главный эксперт Гохрана.
Главная красота, поистине национальное достояние, хранится в Алмазном фонде. Куда можно прийти совершенно запросто и увидеть корону российских самодержцев, скипетр и державу. Или, например, алмаз Шах, которым персы заплатили за смерть Грибоедова. И коллекция драгоценностей продолжает пополняться. "За счет приобретения драгоценных металлов, за счет средств бюджета от добычи золота. Платина, палладий и другие драгоценные металлы, а также алмазы и бриллианты. Да и небольшие поступления по сравнению с этим, это за счет конфискаций. А также вклады. В наше время еще находятся", – пояснил Владимир Рыбкин, руководитель Гохрана России.
Ну а самые первые сокровища в казну государства начали поступать в 1920 году после указа председателя Совнаркома Владимира Ленина о создании государственных хранилищ ценностей. Начали с буржуев и церковного золота. Которое, как объявлялось, должно было спасти от голодной смерти детей первой в мире советской республики.
Этот путь не был единственно верным и правильным, считает глава Гохрана. И широко отмечать круглую дату хранители государственных ценностей не будут.