Богатые тоже платят. Эфир программы "Скажите прямо"
Госдума в среду рассмотрит новый законопроект, облагающий дополнительными налоговыми сборами дорогие средства передвижения: самолеты, вертолеты, яхты и, разумеется, автомобили. Владельцам машин стоимостью от 2 до 20 миллионов рублей придется отдать государству 1% от стоимости автомобиля. Для более дорогих авто налог составит 3-5%. Однако в комитете Госдумы по налогам и сборам поправку не поддержали. Нужен ли России налог на роскошь? Эту тему Анатолий Кузичев и Ольга Арсланова обсудили со слушателями "Вести ФМ".
Арсланова: Доброе утро!
Кузичев: Доброе утро!
Арсланова: Анатолий Кузичев, Ольга Арсланова и наша традиционная программа "Скажите прямо". Сегодня и тема довольно народная, я бы сказала.
Кузичев: Народная. Есть такое известное выражение, что люди гарантированно обижаются на две вещи: если их обвинить в том, что они не переживали сложных времен, и в том, что у них нет чувства юмора. Вот я думаю, что роскошь – это третий элемент, касающийся всех. И любой человек в своей ситуации замашет руками - да какая же это роскошь?! Да вы что?! И так далее.
Арсланова: А многие скажут: "Давайте всё-таки с богатеньких что-нибудь соберем, тем более в кризисное время для страны нужно подумать и о государстве.
Богачи ответят за социальную напряжённость
Кузичев: Сегодня в центре нашего внимания поправки в Налоговый кодекс, который предусматривает введение налога на роскошь. И прокомментирует его Оксана Дмитриева, член комитета по бюджету и налогам Госдумы. Доброе утро!
Дмитриева: Доброе утро!
Кузичев: Давайте коснемся все-таки философского и гуманитарного аспекта этого закона. Создаётся ощущение, что мы пытаемся таким образом погасить социальную напряженность. Это работает?
Дмитриева: Вы знаете, закон действительно поставлен так, что реальные предметы роскоши облагаются в зависимости от стоимости. Поэтому он в принципе не может касаться обычных людей среднего класса, потому что они в общем случае не обладают и не приобретают такую дорогую недвижимость, такие дорогие автомобили, вертолеты, яхты, парусные суда, катера и так далее. И ставки здесь начинаются с недвижимости стоимостью от 15 миллионов рублей, то есть свыше полумиллиона долларов. Автомобили и самолеты – тоже стоимостью свыше 2 миллионов рублей, то есть 100 тысяч долларов, чуть меньше. Соответственно, всякие изделия роскоши – драгоценные камни, металлы. Но даже с учетом того, что закон внесен был очень давно, то есть больше трех лет назад, нижний порог суммы, допустим, недвижимости, может быть, чуть-чуть нуждается в корректировке, чтобы туда не попадала недвижимость среднего класса, с учетом цен по Москве.
Арсланова: Оксана Генриховна, ваш комитет написал плохой отзыв на этот законопроект.
Дмитриева: Да, я считаю, что и система прогрессивного налогообложения, где я один из авторов, и вот данный закон, который внес Александр Михайлович Бабаков, они очень целенаправленно облагают налогом именно сверхдоходные слои населения, богатых. Потому что я в принципе против того, чтобы прогрессивная шкала налогообложения затрагивала средний класс. И действительно, налогообложение должно начинаться со сверхбогатых, то есть тех, кто реально обладает имуществом и приобретает на уровне миллиона долларов.
Налог на гламур и понты
Арсланова: Александра предлагаю послушать
Кузичев: Доброе утро!
Александр: Здравствуйте, уважаемые ведущие! Вы знаете, я думаю, что налог на роскошь необходим. Сейчас, я думаю, самое время для его введения. Человек, честно заработавший деньги, будет бережливо и с умом их тратить. А у кого их много, тот пусть тратит на свой гламур и понты и платит за это, естественно.
Кузичев: Платит по повышенной ставке, имеется в виду?
Александр: Конечно, скромнее нужно жить.
Кузичев: А тот, кто тратит не на понты, вкладывает в производство и, соответственно, предметов роскоши у него нет, он спокойно продолжает работать?
Александр: Естественно. Все-таки, я думаю, что нужно жить не только для своих удовольствий, но и для страны. Пусть лучше лишние деньги идут на производство.
Арсланова: И как Билл Гейтс ходить в потертых джинсах и ездить на старом "Форде".
Александр: Да, абсолютно правильно, весь Запад давно уже так живет. Я, например, прошел все этапы жизненного пути. Мне под 50, в 90-е я был достаточно богат и машины у меня были. А сейчас я просто продал все машины и решил, что я лучше пересяду на велосипед. И я считаю это правильным, потому что весь этот гламур, который сейчас на улицах, он не нужен. Вот раньше я шел, смотрел на машины и думал: вот эту бы я купил, вот эту бы я купил. А сейчас я иду и думаю: не дай бог мне какую-то еще машину купить! Просто, как подумаешь, как ее содержать, как обеспечить!
Кузичев: Александр, да вы объелись просто!
Александр: Да дело не в том, что объелся, я духовно созрел. Так и у нас и все остальные созрели. Понятно, что люди за 80-е, за 90-е изголодались по этому во всему, но они все вернутся обратно через какое-то время, просто я немножко иду впереди. Я смотрю на Запад. Там люди уже давно пересели на велосипеды, бросили машины.
Кузичев: На велосипеды в широком таком смысле, не обязательно конкретно. И в метафорическом в том числе.
Александр: Да.
Кузичев: То есть, понтоваться, как вы выразились, и сражать друг друга гламуром, конечно, это и нам здесь кажется глупым, а там совершенно очевидно.
Арсланова: Глупо, но законно. Скромность законодательно никак не утвердишь. Ну, если людям нравится, пускай они делают это.
Александр: Пускай делают, но пускай платят за это.
Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме:
Роскошь могут обременить дополнительным налогом
Александр Бабаков: налог на роскошь - это стремление к социальной справедливости