6 сентября 2010, 13:15 6 сентября 2010, 14:15 6 сентября 2010, 15:15 6 сентября 2010, 16:15 6 сентября 2010, 17:15 6 сентября 2010, 18:15 6 сентября 2010, 19:15 6 сентября 2010, 20:15 6 сентября 2010, 21:15 6 сентября 2010, 22:15 6 сентября 2010, 23:15

Людмила Петрановская: дети имеют право отрабатывать свои психологические травмы

Траурный митинг и последовавший за ним спектакль прошли 3 сентября в школе № 1 города Рязани в День памяти жертв теракта в Беслане. В результате того теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Постановка вызвала слезы у детей и самый настоящий шок у их родителей.

Траурный митинг и последовавший за ним спектакль прошли 3 сентября в школе № 1 города Рязани в День памяти жертв теракта в Беслане. В результате того теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Постановка вызвала слезы у детей и самый настоящий шок у их родителей. В результате в Интернете разгорелась шумная дискуссия – морально или нет показывать такие спектакли несовершеннолетним. Мнения, надо сказать, разделились. И сейчас мы узнаем, что по этому поводу думает специалист-психолог. На прямой связи со студией радио "Вести ФМ" Людмила Петрановская, семейный психолог.

"Вести ФМ": Людмила Владимировна, здравствуйте! Хотелось бы услышать вашу точку зрения. Полчаса назад в прямом эфире "Вестей ФМ" директор одной из лучших московских школ Ефим Рачевский говорил, что он поддерживает директора и считает, что это было полезно. Как вы считаете, как такие сцены отражаются на психике несовершеннолетних?

Петрановская: Вы знаете, очень трудно говорить точно, потому что нужно понимать не только то, что была инсценирована ситуация в Беслане, но еще и что было сказано детям до, что им было сказано после. В принципе, я не считаю, что нужно психику детей обязательно ограждать от подобного рода впечатлений и переживаний. В мире случаются трагедии, никто от них не застрахован, мы живем не в раю. И современные дети очень много чего смотрят каждый день и страшного, и пугающего.

"Вести ФМ": Насколько мне известно, там была имитация взрывов, шум был стилизован, падали дети как бы раненые, как бы погибшие. Были слезы у детей. Вот, вы спросили, что конкретно было показано, вот, практически приближено к истине.

Петрановская: Был вопрос: "что было сказано?", не "что показано", потому что это я примерно понимаю из описаний в Интернете, а что было сказано до и после?

"Вести ФМ": А вы считаете, что нужно предупреждать заранее?

Петрановская: Какая была подготовка? Была ли это инициатива самих детей? Было ли это только навязано?

"Вести ФМ": Это важно, и известно, что это была инициатива школьников.

Петрановская: Тогда я вообще не вижу никаких проблем. Дети имеют право отрабатывать свои травмы так, как им это нужно. Если им это нужно, если им была нужна эта инсценировка, если их в это не вовлекали, не заставляли, когда они не понимали, зачем, они имеют право, значит, им это было нужно. Значит, они не понимают, как это произошло. Действительно, внятных объяснений не получили не только дети, но и мы с вами, если честно.

"Вести ФМ": С точки зрения психологии, следовало ли учителям полностью исполнить задумку школьников, то есть помочь им поставить именно в таком варианте спектакль, или надо было корректировать, убирать особо жесткие сцены, или, может быть, вообще частично запретить?

Петрановская: Почему нет?! Если это правда, если это произошло в нашей стране несколько лет назад, их сверстники погибли. Что может быть хуже, чем эта правда?! Неужели какая-то инсценировка сможет травмировать больше, чем этот факт?! Здесь вопрос в том, чтобы взрослые при этом оказывали детям поддержку, чтобы они как-то с ними говорили об этом, чтобы дети могли это обсудить с родителями, с учителями, с психологами, с какими-то авторитетными людьми. Если дети могут не просто свои чувства разбередить и выплеснуть, но и потом смогут как-то это упаковать, какая-то у них есть возможность, обсудив это со взрослыми, авторитетными людьми, сделать какие-то выводы для жизни, чтобы не просто остаться в этом переживании, сочувствии, горе, страхе и за себя в том числе, потому что они такие же школьники, чтобы это было с ними потом как-то проговорено, упаковано, отработано. Тогда это может быть только полезным. Если это была инициатива самих детей, я вообще не вижу, как можно было ее не поддержать!

"Вести ФМ": Людмила Владимировна, с точки зрения вашей уважаемой науки, с какого возраста детям можно показывать такие жестокие сцены?

Петрановская: Во-первых, там жестокие сцены, которые, как я предполагаю, могли бы быть в школьной инсценировке, не идут ни в какое сравнение со всем тем, что каждый день показывают по телевизору! Там же реально не хлестала кровь, никто не бился в агонии так натурально, как это показывают каждый день по телеканалам. Я думаю, что на таком символическом уровне дети школьного возраста, начиная даже с младших классов, могут понять, что произошло.

Комментарий Людмилы Петрановской относительно инсценировки теракта в Беслане слушайте в аудиофайле
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация