Станция Луостари – медвежий угол на карте Мурманской области
Станция Луостари – настоящий медвежий угол на карте Мурманской области. Ее жители и работники отрезаны от Большой земли. Летом - дороги разбиты, зимой - заметены и не чистятся.
Путь из Нижнего Луостари до станции для железнодорожника Николая Настаченко – ежедневное испытание. Дорогу то снег заметет, то военные тяжелой техникой превратят в месиво. "Безлошадные" жители Луостари порой оказываются в выигрыше – главное видеть, куда идти, а уж ноги всегда вынесут.
Вообще-то в станции Луостари есть автодорога, но лет 15 назад воинская часть перегородила ее забором. И режим закрытого объекта военные в Луостари блюдут очень строго. Это день оказался особенным. Дорожников военные пропустили и тяжелая техника впервые за зиму расчистила злосчастную дорогу. Правда, не всю, а до железнодорожного переезда. 500 метров дороги от переезда до станции не значатся на картах и не числятся на балансе никаких организаций, а значит, и чистить этот "аппендицит", как называют участок местные жители, никто не обязан. Заснеженный "аппендицит" для обитателей станции – словно дорога жизни, ведь ни водопровода, ни других благ цивилизации здесь нет.
Дочка Марины Сафроновой ходит в школу, раньше за ней заезжал автобус, подаренный президентом, в этом году девочку пришлось отдать в Никельский интернат. Жительница посёлка Луостари Марина Сафронова сетует: "Автобус сюда не ходит, потому что директор сказала, что ГАИ запретило – дорога плохая, чистить не хотят. Пусть она в Никеле, но я не могу даже до Верхнего ее доставить, если заметет".
Сколько жители ни просят дорожников хоть в одну сторону пройтись грейдером до станции – те отказываются, даже тысяча рублей, собранная по кругу, не вдохновляет. Житель Луостари Дмитрий Сафронов рассказал: "Просим в котельной тракторок. Он вчера проехал, снял только сверху пушистый снег, я попробовал поехать и застрял".
Местные власти пытаются уговорить военных пускать через свою территорию жителей станции и дорожную технику. Те иногда соглашаются, но при каждой смене командиров – переговоры начинаются вновь. Вот и получается, что дорога - областная, военные - федеральные, изолированная станция – железнодорожная. А местные чиновники, хоть и власть, но всего лишь сельские.