19 февраля 2011, 21:59 19 февраля 2011, 22:59 19 февраля 2011, 23:59 20 февраля 2011, 00:59 20 февраля 2011, 01:59 20 февраля 2011, 02:59 20 февраля 2011, 03:59 20 февраля 2011, 04:59 20 февраля 2011, 05:59 20 февраля 2011, 06:59 20 февраля 2011, 07:59

Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих

  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
  • Нефтяной экстрим. Специальный репортаж Олега Глухих
На севере Тюменской области морозы порой приближаются к 60 градусам. Грунт в это время по твердости соперничает с камнем. Тем не менее, зима – все же самое лучшее время для прокладки нефтепровода. Стальную трубу метрового диаметра тянут через леса, болота и реки именно в холодный период года.

На севере Тюменской области морозы порой приближаются к 60 градусам. Грунт в это время по твердости соперничает с камнем. Тем не менее, зима – все же самое лучшее время для прокладки нефтепровода. Стальную трубу метрового диаметра тянут через леса, болота и реки именно в холодный период года.

Температурный рекорд Ноябрьска – минус 56 градусов. Полёты в такую погоду, конечно же, ограничены, но нам повезло – ещё недавно здесь было минус 40, а теперь – не более 20 градусов мороза. Вертолет лучше любого транспорта доставит нас до места назначения.

Север Тюменской области. Лесотундра на сотни километров вокруг и затерянные в ней редкие посёлки нефтяников. К северу от Ноябрьска прокладывают новую магистральную линию рабочие "Сибнефтепровода". Она соединит две точки на карте – Пурпе и Самотлор. Нефтепровод расчётной мощностью 50 миллионов тонн пройдёт по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с севером Красноярского края. Это первый перешеек между западной и восточной системой российских нефтепроводов, который свяжет их в единую сеть. Общая протяжённость линии Пурпе-Самотлор – 429 километров. Монтаж планируют завершить в конце 2011 года. Начало эксплуатации намечено на первый квартал следующего года. Тогда нефть из самого Заполярья пойдёт в сторону Тихого океана и дальше – в страны Азии и других континентов.

"Вся наша система была ориентирована на запад, а сегодня мы открыли ворота на восток своим нефтепроводом ВСТО, поставляем нефть в Америку, Японию, Китай. И сегодня для того, чтобы не снизить поставки на запад, нам необходимо запустить нефтепровод Пурпе-Самотлор, потому и такие короткие сроки нам поставлены – за год построить" , – объясняет заместитель генерального директора ОАО "Сибнефтепровод" Михаил Саяпин.

Стальную трубу метрового диаметра тянут через леса, болота и реки. Ковш экскаватора с трудом разгребает мёрзлый грунт. Рабочие торопятся – до половодья нужно успеть пройти все заболоченные места.

"Работы идут сейчас, в зимний период, потому что в летний здесь работать невозможно, не проехать, здесь болото, – говорит начальник штаба "Пурпе" ОАО "Сибнефтепровод" Владимир Сергиенко. – У нас сварено больше 130 километров по первому участку и более 50 километров по второму участку. Сейчас мы находимся на группе озёр, то есть здесь открытая вода, болото, трудности прохождения при земляных работах".

Трубопровод монтируют на поверхности, позже его зароют в траншею. Это традиционный способ укладки. Исключения только в районах вечной мерзлоты – там трубу кладут по поверхности, оставляя проходы для охотников. И ещё там, где оленьи тропы. Особого подхода требуют водные преграды. В одном месте строители провели 600 метров трубы под руслом реки.

"У нас была самая сложная река Пяку-Пур, – вспоминает Сергиенко. – Там была предусмотрена проходка бестраншейным методом, то есть методом наклонно-направленного бурения. Технология, которая бурит полностью под дном реки. Проходит труба, протягивается дюкер, то есть сама река не трогается, не нарушается её русло, что в принципе соответствует экологической политике АК "Транснефть" – минимум ущерба нанести природе".

Толщина стенки такой трубы от 10 до 21 миллиметра и зависит она от рельефа местности. Чем сложнее участок, тем толще конструкция. Например, на переходах водоёмов и при большом перепаде высоты используется максимальный размер. Двухсантиметровая стальная труба рассчитана на 140 атмосфер нагрузки. Для сравнения – в автомобильных покрышках обычно чуть более двух атмосфер.

Каждый сварной шов на линии – это 3,5-4 часа работы. За смену бригада успевает соединить 8-9 стыков, это примерно 200 метров трубопровода.

"Сначала зачищаются торцы трубы, чтобы не было забоев, царапин, задиров, вытаскивается внутренний центратор, зажимается и заводится эта труба на центратор, – показывает монтажник сварочной бригады Константин Кулик. – Потом на стык ставится палатка и подогревается – не менее 130-150 градусов. Варится корневой шов. Осматривается на наличие дефектов. Если дефекты есть, запиливаются и завариваются по новой".

Герметичность шва проверяют, просвечивая специальным оборудованием. На корневой шов накладывается наполняющие слои. На этой трубе толщиной 19 миллиметров до 9-ти слоев. В специальной палатке место соединения подогревают газом – чем ниже температура воздуха, тем чаще подогрев.

"До минус 40 работает тяжёлая техника – тракторы, трубоукладчики, сварочные работы производятся до минус 40-ка, затем работы приостанавливаются", – говорит руководитель проекта генерального подрядчика ООО "Велесстрой" Игорь Иванович.

"В этом сезоне у нас было минус 46, – вспоминает начальник штаба 2 Олег Колосай. – Конечно, в такую погоду не могут работать механизмы и потом приходится наверстывать упущенное, чтобы строительство шло по графику. – А что происходит с механизмами при температуре ниже 40-ка градусов? – Как правило, металл теряет свои свойства, прочностные характеристики, становится более хрупким и, естественно, может произойти любая аварийная ситуация.

"В принципе, здесь всё зависит от погоды, – считает исполняющий обязанности инженера промежуточной станции НПС-2 Миленко Коич До минус 45 спокойно работаем. Люди больше могут выдержать, чем техника может выдержать – это самая большая проблема. Здесь такая погода – здесь лета практически нет. Весна – осень, дождь идёт. А комары – это уже домашние животные, уже привыкли к этому".

Таёжный комар – злейший враг рыбаков и охотников, геологов и нефтяников. Между ними настоящая кровная вражда. Видимо, именно её и решил запечатлеть местный мастер. Если верить старожилам, здесь водятся особо крупные и самые вредные особи, размером чуть меньше установленной здесь скульптуры.

Шутка, конечно, но как ни крути, зима – самый производительный сезон для строителей нефтепровода в этих условиях.

"Все основные работы запланированы на зимний период, а летом, в июне мы выйдем на гидроиспытания и подготовим их к будущей зиме, к приемке нефти, – говорит Михаил Саяпин.

Кроме строительства магистральной линии требуется увеличить мощность существующей нефтеперекачивающей станции и построить ещё одну промежуточную НПС.

"Вход в среднем 40 атмосфер, на выходе 60-64. То есть предназначение станции – для того, чтобы обеспечить поддержание требуемого давления – требуемого для перекачки нефти до конечной точки НПС Пурпе", – рассказывает Олег Колосай.

На промежуточной станции устанавливают дополнительные нефтяные резервуары, проверяют их на герметичность, монтируют предохранительные клапаны, системы пожарной безопасности и многое другое.

Каждый такой резервуар огорожен насыпным земляным валом и стоит посередине, словно чашка на блюдечке. Делается это исключительно в целях безопасности – на случай разлива нефти. По правилам, весь объём, а входит сюда 20 тысяч тонн сырья, должен вместиться в это ограниченное пространство.

На трассе будут расположены 25 контрольных пунктов. Управление всей системой на основе современных средств автоматики и телемеханики. Плюс экологический контроль на всех этапах проекта. Строителям нефтепровода нужно многое успеть к следующему зимнему сезону.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация