Теракт в Берлине вызвал большой резонанс. История с Андреем Светенко
В этот день ровно 25 лет назад - в 1986 году - на дискотеке La Belle в Западном Берлине прогремел взрыв. Это было в самый разгар веселья, в 1:40 ночи. Три человека погибли на месте, 230 получили ранения. Причем 53 - смертельные. С подробностями – обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко.
Теперь, к сожалению, сообщениями подобного рода никого не удивишь. А четверть века назад такой теракт вызвал большой резонанс. Большинство посетителей дискотеки составляли американские военнослужащие. La Belle была постоянным местом их отдыха в дни увольнений. И политический подтекст взрыва угадывался сразу. А после того, как в редакцию газеты Berliner Zeitung позвонили неизвестные и сообщили, что взрыв - это ответ на военные действия США в заливе Сидра, сомнения отпали окончательно. Потому что конфликт в заливе был вызван тем, что Каддафи объявил всю его акваторию - эксклюзивными ливийскими водами, с чем США не согласились. Уже на следующий день президент США Рональд Рейган, выступая в конгрессе, заявил, что взрыв на дискотеке - дело рук режима Каддафи.
А еще через десять дней авиация США нанесла ракетно-бомбовые удары по военным и гражданским объектам Ливии - в Триполи и Бенгази. Уточним: гражданскими объектами в мировой прессе обозначались дворцы ливийского "диктатора". По официальным ливийским данным, в результате этих бомбардировок погибло 130 человек, в том числе полуторагодовалая приемная дочь Каддафи - Хана. Сам бессменный лидер ливийской революции уцелел, потому что предусмотрительно ночевал не в помещении, а в бедуинском шатре, на свежем воздухе.
Показательно, что реакция Каддафи на эти авианалеты была подчеркнуто сдержанной. Во всяком случае - никакой масштабной кампании протеста он не провел. Странно, потому что защитники режима Каддафи до сих пор уверены, что никаких прямых доказательств его причастности к теракту в Западном Берлине не имеется. Но это смотря как считать. Две девушки, которые принесли взрывчатку в здание дискотеки, вскоре были пойманы немецкой полицией. И выяснилось, что одна из них - гражданка Германии Верена Шанаа - замужем за палестинцем, который, в свою очередь, признался, что является агентом ливийских спецслужб. Уже достаточно, чтобы делать выводы. Но - и это тоже очень примечательно - следствие по этому делу велось ни много ни мало 11 лет. И суд начался лишь в декабре 1997 года. Все это время шла слежка за лицами, подозреваемыми в непосредственной организации теракта. Ими оказались агенты ливийских спецслужб Мусба Этер и Ясер Шраиди, работавшие в 80-е годы под дипломатическим прикрытием сотрудниками посольства Ливии в ГДР. А последние сомнения в причастности Ливии снял сам Каддафи, согласившийся в 2008 году на выплату компенсации жертвам теракта берлинской дискотеки. Компенсации в размере полутора миллиардов долларов.