Когда в ход идут пылесос и утюг: реставрация полотен Исаакиевского собора
В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга – новый этап восстановительных работ. Сняли живописные полотна с восьми пилонов и одно – с алтарной двери. Картины – "Святая княгиня Ольга" и "Введение во храм пресвятой девы Марии" – уже на реставрационном столе. Остальные – ждут своей очереди.
Реставрационная – как операционная: яркий свет, люди в белых халатах со скальпелями в руках снимают свинцовую шпаклёвку с обратной стороны холста, чтобы потом было легче восстановить оригинальную живопись.
"Он снимает слой за слоем. И до сих пор: пока не появится вот этот авторский холст," – поясняет художник-реставратор Владимир Стразов.
Перед операцией был рентген. В ультрафиолете видны темные, более поздние, мазки живописцев-реставраторов и светлый контур кисти мастера. К картинам не прикасались полвека, и теперь у специалистов много грязной работы. В дело идут пылесос и утюг.
"Старый утюг, дедовский еще, мы используем для укрепления живописи, – рассказывает художник-реставратор Александр Дворников. – Он самое необходимое в этой работе. Пропариваем через пленочку – укрепляется грунт таким образом".
Это называется техническая реставрация. Когда специалисты колдуют над изнанкой картины. Можно ее не делать – хлопот будет намного меньше. Но восстановленное полотно начнет разрушаться уже через пару лет.
"Это – самая основа основ, – говорит Владимир Стразов. – Это – честность реставратора. Ведь никто не увидит, если сделать неправильно, понимаете? Никто пальцем не ткнет. Пусть этого не видно – это совесть реставратора".
Настоящая творческая кухня: кисти рядом с кастрюлями, словно здесь работают не реставраторы, а повара.
Секрет реставрационной кулинарии. Как приготовить специфическую смесь для того, чтобы авторские краски были яркими и долговечными. Берем осетровый клей, смешиваем его с пчелиным медом. Добавляем антисептик, чтобы смесь не портилась, – и в итоге получается вот такое бурое желе, похожее на мармелад, – и даже пахнет аппетитно. Его впоследствии растапливают и наносят на картины.
Пока полотна на реставрации, вместо оригинального "Введения во храм пресвятой девы Марии" пилон украшает фоторепродукция. А на двери малого алтаря Александра Невского – только небольшое фото картины "Святая княгиня Ольга". Эти живописные полотна планируют восстановить к осени. Еще семь – на очереди во временном хранилище.
"Когда происходит старение, нарушается лаковое покрытие, дегенерирует лак, который защищает от влияния среды, появляются кракелюры – это такие трещины в картине, – начинает плохо вести себя холст: он морщится", – рассказывает Борис Подольский заместитель директора Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".
Все эти повреждения лечатся, говорят сотрудники музея-памятника. Если мастер не боится испачкать руки и умеет готовить. Будут ли деньги, чтобы пригласить таких профессионалов: врачей, прачек и поваров от художественной реставрации в одном лице – станет ясно первого сентября, когда подведут итоги конкурса по государственной программе "Культура России", в которой участвует в том числе Исаакиевский собор.