Петербургские дворы вновь оказались в центре скандала
Петербургские дворы стали предметом судебного разбирательства. ТСЖ самовольно закрывают внутридомовые территории от посторонних, а с жильцов берут деньги за парковку их автомобилей. В ситуации разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Олег Яхонтов.
Вход, а тем более въезд во многие петербургские дворы запрещен уже несколько лет. Не исключением стали даже знаменитые дворы дома Толстого и дома Бенуа. Местные жители имеют ключи, остальным вход заказан. Еще не так давно сюда водили экскурсии. Сейчас все в прошлом. Хотя именно благодаря своей недоступности, по словам местной жительницы Татьяны, двор стал чистым и благоустроенным:
"На том месте, где стояли машины, раньше была свалка мусора. Стены были в граффити, на асфальте было много ям и трещин, постоянно приходили какие-то люди, что-то тут делали, отдыхали, очень шумели".
Теоретически отгородится от внешнего мира воротами и шлагбаумами могут жители любого двора, надо лишь оформить его в собственность ТСЖ. А пока земля государственная, по словам первого заместителя председателя жилищного комитета Санкт-Петербурга Владимира Гайдея, никто не имеет право перекрывать проходы:
"Чтобы сделать эту процедуру, необходимо оформить земельный участок. Земельные участки оформляются общим решением собрания собственников. Для этого необходимо проведение общего собрания и принятие решения об оформлении земельного участка. Принимается это, согласно жилищному кодексу, не менее чем две трети голосов от всех собственников. После этого сдаются документы в комитет по земельным ресурсам, и оформляется земельный участок".
Процедура долгая и сложная, поэтому многие жильцы перекрывают проход в свои дворы вообще без разрешения, нарушая закон. А ТСЖ идут еще дальше и делают во дворах платные парковки, собирая с жильцов-автовладельцев от полутора до пяти тысяч рублей в месяц. По словам жительницы дома по Малой Посадской улице Светланы, к этому уже все привыкли:
"Положено платить, ну, мы и платим полторы тысячи, а почему и как, и что, мы не вникали в этот вопрос, четно скажу".
Однако происходящим остались недовольны городские власти. Во-первых, ТСЖ незаконно обогащаются, используя государственную собственность, а, во-вторых, многие исторические дворы являются памятниками, а значит должны быть общедоступными. В результате на три ТСЖ в Петроградском районе подали в суд. По словам исполняющей обязанности начальника управления районного недвижимого имущества Юлии Хомяковой, суммы исков - десятки миллионов рублей:
"Гражданский кодекс называет это неосновательным обогащением, то есть те деньги, которые организация, в частности, город Санкт-Петербург, должен был бы получить, если бы сдавал эту территорию в аренду. Если бы эта территория не была бы огорожена, ограничена для остальных машин и горожан, то ей могли бы пользоваться все желающие".
Однако подобные судебные дела не могут остановить жильцов в их желании закрыть свои дворы от посторонних. Хотя минусы налицо - в закрытый двор сложнее попасть скорой медицинской бригаде, сотруднику милиции или спасателю. В Петербурге были случаи, когда преступник, зная код замка, прятался как раз в закрытом дворе. Но чаше всего проблемы возникают у медиков, с которыми, по словам водителя скорой помощи Валерия Шевякова, жильцы просто не хотят делиться парковочными местами:
"Припарковаться нормально к парадной просто нет никаких возможностей. И когда мы все-таки находим такое место, прибегает хозяин и говорит, что вы заняли мое место. Бывало дело доходило до хулиганских действий. То есть хватались за монтировки, как за рапиры".
Закрывающих проходные дворы понять можно. К сожалению, пока многие общедоступные придомовые территории напоминают нечто среднее между общественным туалетом и свалкой, так что спор сторонников и противников закрытия дворов пока похоже неразрешим.