Далеко не каждый знает, где в Москве стоит Шереметевская больница. История с Андреем Светенко
В этот день 200 лет назад - в 1810 году - в Москве завершилось строительство Шереметевской больницы. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко - о странностях судьбы этого архитектурного памятника.
Согласитесь, далеко не каждый знает, где в Москве стоит эта Шереметевская больница. Только истинный москвовед уточнит: "Не "странноприимный ли дом, построенный в память о великой русской актрисе Прасковье Жемчуговой, имеется в виду?". Зато всяк понимающе закивает, услышав короткое "Склиф". Как же, как же! Это на Садовом кольце, напротив бывшей Сухаревской башни.
Между тем, у здания, известного тем, что с 1929 года в нем располагается научно-исследовательский институт скорой помощи имени Склифосовского, своя грустно-романтическая история - история любви графа Николая Шереметева и девушки-чернавки Прасковьи Ковалевой, пожалуй, самая глубокая драма в истории крепостного права в России.
Николай Шереметев был из первого поколения дворянских недорослей, воспитанных на либеральных ценностях, ценивших искусство и человеческую личность. Увидев на сцене прекрасную девицу, он влюбился в нее всем сердцем и на всю жизнь. Но даже после того, как Прасковья получила вольную, то есть перестала быть крепостной, их брак считался невозможным. Сам государь тому препятствовал. Обвенчались тайно. А спустя два года, в 1803, Прасковья Шереметева умерла от родов.
Безутешный граф остаток своих дней посвятил грандиозному проекту - строительству странноприимного дома для молодых девушек-простолюдинок, плюс богадельни для малоимущих. И если первоначальный проект был довольно скромным - кстати, его автором был архитектор из числа крепостных, Елизвой Назаров, - то потом Шереметев выписал для строительства лучшего из лучших, знаменитого Джакомо Кваренги. Он-то и создал то, чем мы можем любоваться и по сей день, - образец архитектуры классического стиля.
Сам Николай Шереметев, пожертвовавший огромные суммы и на строительство, и на будущее содержание странноприимного дома, не дожил до окончания строительства. Он умер в 1809 году. А сооружение это стало реликвией старой Москвы, потому что оказалось единственным дворцом, который уцелел при пожаре Москвы 1812 года. И это само по себе символично. Шереметевская больница - как знак несокрушимой любви, которая не ведает преград. Даже если многие вокруг об этом уже и не догадываются.