Возродившийся Мавроди
Сергей Пантелеевич Мавроди оказался чрезвычайно упорен в желании реализовать на практике свои финансовые модели пирамидального характера. Те граждане, которые родились на пике прежней славы АО "МММ", сегодня уже получают паспорта, за это время в России сменились правители, сам Мавроди успел и побывать в бегах, и отсидеть в тюрьме. Но желание "мысль разрешить" оказалось неодолимым.
10 января сего года через свой интернет-дневник Сергей Мавроди объявил о новом начинании под названием МММ-2011: "Мы можем многое". Как сообщает Мавроди, вложившие деньги в начинание будут получать 20% прибыли ежемесячной прибыли, пенсионеры и инвалиды даже 30% ежемесячно. При этом, по уверению Мавроди, никакой крах системе не грозит, она "абсолютно неуязвима, непотопляема, неуничтожима".
20% месячных по правилам сложных процентов - это выходит примерно 800% годовых. Пенсионерам повезло ещё больше. 30% месячных - это 2300% годовых. Посчитать такие приятные проценты нетрудно: калькулятор есть на каждом компьютере.
Можно и не считать. В любом наставлении для частного инвестора можно узнать, что обещание доходности в 20% и более, причём не месячных, а годовых - есть повод к высочайшей бдительности.
Можно даже и не читать наставления, а вспомнить читанную в детстве популярную книгу Якова Исидоровича Перельмана "Живая арифметика", где на уровне, доступном школьнику начальных классов, разъясняется, что пред нами несомненное мошенничество. Как писал автор книги, изданной почти сто лет назад, "лавина", как называли эту аферу у нас, или "снежный ком", как величали её французы, вовлекала в убыток тех многочисленных её участников, которым не удавалось сбыть дальше купленные ими билеты.
"Рано ли, поздно ли, но неизбежно наступал момент, когда держатели билетов не могли найти охотников их приобрести". Для поддержания финансовой схемы число её участников должно всё время расти в геометрической прогрессии, тогда как число жителей земного шара ограничено, отчего кризис сбыта неизбежен. Впрочем, дело кончается несколько раньше, ибо до всепланетного охвата не всякая лавина, она же пирамида, доживает.
"Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчётом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов", - нравоучительно заключал в далеком 1925 году Яков Перельман.
Тем не менее, соблазн и строить такого рода привлекательные схемы, и участвовать в них в расчёте на выдающиеся доходы всегда остаётся. Вспомним и американских гигантов 2008-2009 годов, совсем не чуждых откровенному лавинообразованию, вспомним и рядовых граждан. Всегда находится достаточное количество желающих поучаствовать в таких схемах. Одни - по недостаточному умственному развитию, не позволяющему понять простые, как дважды два, разъяснения Перельмана. Другие - по присущей им азартной самоуверенности. Понимая, что играть в такие игры, это что мёд с бритвы лизать, они, однако, исходят из того, что успеют вовремя выйти из игры. В принципе бывают такие игроки с молибденовыми нервами, которым это удаётся. А другим, впрочем, не удаётся. Это уже как повезёт.
В этом отношении начинание Мавроди не несёт в себе ничего нового, и поэтому вряд ли стоит искать в этом какую-то интригу, закулису и так далее. Проще осознать, что Сергей Мавроди есть маньяк одной идеи, подобный изобретателю вечного двигателя, каковые изобретатели бывает вполне бескорыстны. Есть, конечно, и наглые шарлатаны, но изобретатель МММ больше похож на безумца, который искренне считает, что вечное движение вполне достижимо, надо лишь произвести очередной, решительный опыт.
Другое дело, что для последнего, решительного опыта Мавроди нуждается не в грузах и рычагах, как это у изобретателя perpetuum mobile, а в денежных знаках и гражданах, готовых в эксперименте участвовать. Поэтому общественный ущерб, в случае с вечным двигателем ничтожный, в случае с вечным финансовым двигателем довольно велик.
Так что СМИ следовало бы на правах социальной рекламы размещать коротенькую главку про "лавину" из книги Якова Перельмана, а Минфину эту социальную рекламу финансировать. Граждане узнают, что такое геометрическая прогрессия и сберегут свои деньги, отчего всем будет большая польза.