Возвращение "Отца Александра"
Почти две тонны, ручная работа и уникальный звук – спустя десятилетия главный колокол звонницы в Храме Воскресения Христова на Обводном занимает свое законное место. Перед монтажом – обязательная церемония освящения.
Двухтонный колокол отрывается от земли. Эту в прямом смысле тяжелую операцию готовили несколько недель. "Нужно было все просчитать – параметры крана, параметры подъемных механизмов, поэтому мы здесь появились задолго до подъема", – говорит Максим Старовойтов, альпинист.
Когда-то на службу паству собирал другой колокол – огромный, тысячепудовый. Согласно городской легенде, именно из него был отлит памятник Ленину у Варшавского вокзала. Чтобы водрузить подобного исполина на колокольню, пришлось бы ломать звонницу. Да и перекрытия храма сегодня едва бы выдержали шестнадцатитонный груз благовеста. Реставрация – вот самый острый вопрос. Храм уже целый год одет в леса, снять их удастся не раньше, чем лет через 15, считает отец Сергий – настоятель храма. "Чаще всего, в 90 процентах случаев, открывается одно, а под этим нужно реставрировать еще какие-то другие компоненты, и это все требует затрат временных", – говорит он.
Церковь возводили четыре года, освятили в 1908-м. Огромные арочные проемы, кресты, утопленные в стены фасада, шатровая колокольня – яркий пример неорусского стиля в архитектуре Петербурга
Храм по своей композиции бесстолпный, то есть без колонн – это создает впечатление огромного внутреннего пространства. А если встать в самом центре и посмотреть наверх, покажется, будто он накрыт большим колоколом. Это создает здесь особую акустику. Такой резонанс мешает различать отдельные слова во время церковных пений или чтений.
Нынешнее состояние храма – результат перемен в его судьбе. В 1930 году здесь был склад железной дороги, потом – пищеторга. В 90-х церковь была возвращена верующим. И сегодня все здание – от пола до потолка – нуждается в реставрации. В первую очередь внимание требуется куполу – его каркас уже почти сгнил, затем – уникальным огромным окнам. Правда, скорее всего, их отремонтировать уже не удастся – придется менять.
Прихожане не сомневаются, что у старой церкви все-таки начнется новая жизнь. И звук колокола этому поможет. Пока он разносится по Обводному, отражаясь от воды, крепнет надежда на то, что рано или поздно и отражение храма будет другим, без лесов.