Михаил Фокин – балетный революционер
Страстная любовь к танцу и скептическое отношение к профессии танцовщика. Первое Михаил Фокин унаследовал от матери – любительницы театра, второе – от отца, который был категорически против балетной карьеры сына. И вряд ли отец мог предположить, что его мальчик станет значимой фигурой в мировом искусстве, поставит более семидесяти балетов в лучших театрах Европы и Америки, и его назовут "балетным революционером".
"Для мужского танца он дал очень большую свободу, раскрепостил его. Если до этого, в эпоху академизма и классицизма, были важны чистые, академической старо-французской школы позиции ног, рук, то здесь он раскрепостил артистов, раскрепостил пластику и дал новое направление в развитии балетного искусства", – рассказывает Сергей Вихарев, хореограф.
Уход от традиционного балетного костюма, стереотипной жестикуляции и рутинного построения номеров. Техника танца для Фокина не цель, а лишь средство выражения идеи. В 1905 году Фокин – балетмейстер, а уже через несколько лет хореограф Мариинки. Создавать постановки на небалетную музыку он тоже начинает первым.
"Мне очень нравится то, что он решил сделать балет "Шопениана" в старинной манере, очень похожий на "Сильфиду", на "Жизель". Но он сделал бессюжетный балет. Без великой "Шопенианы" не существовало бы шедевра Баланчина "Серенада". Это было бы невозможно", – говорит Николай Цискаридзе, Народный артист России.
Триумфальное шествие фокинских балетов по Европе начнется с "Павильона Армиды", который он поставит вместе с Александром Бенуа. Все последующие постановки Фокина будут включены Дягилевым в программу "Русских сезонов". "Половецкие пляски", "Шехеразада" и "Петрушка" будут идти с аншлагами.
"Сто лет мы будем отмечать каждый год. Больше он на такую вершину, к сожалению, не поднялся", – говорит Сергей Вихарев, хореограф.
В 1918 Фокин уезжает на гастроли в Стокгольм и больше на родину уже не возвращается. Ему 38 лет. По меркам императорских театров, это пенсионный возраст. Критики отмечают утраты в танцевальной форме. Дягилев считает, что Фокин "выдохся". В Нью-Йорке хореограф открывает балетную школу, но американский балет только зарождается, и ему приходится ставить, фактически, для любителей. Еще в 1920-х – 1930-х Фокина ждали в России. Надеялись, что он возглавит Мариинку, но безрезультатно.
"Человека безбожно обворовывают по сей день. Его славу, его свершения, его придумки. Потому что все, что называется именем Дягилев (он сам уже об этом писал), все принадлежит ему. Все идеи пригласить такого-то композитора, художника, потому что он сам рисовал, он все понимал, а это все время приписывается Дягилеву", – поясняет Николай Цискаридзе.
Впрочем, американским хореографом Фокин так и не стал. Он до самого конца продолжал жить своими прежними идеями, оставаясь чуждым происходящему вокруг. Он умер в 1942 году в Нью-Йорке. Но до сих пор современные постановщики восхищаются гениальными фокинскими идеями и сожалеют о том, что его имя на родине почти забыто.