Главная задача государства - гуманитарное образование. "Скажите прямо" c Михаилом Леонтьевым
Власти Москвы намерены запустить ипотеку для учителей. Проект программы развития системы образования города на 2012-2016 годы размещен на сайте департамента образования столицы. В документе говорится, что власти Москвы намерены обеспечить работникам образования уровень жизни, "соответствующий стандартам среднего класса", а также регулярный рост зарплаты и гранты для педагогов с высокими результатами работы. Об этом Елена Щедрунова и Михаил Леонтьев беседовали в студии радио "Вести ФМ".
Щедрунова: Московские власти запустят ипотеку для учителей и обеспечат им уровень жизни среднего класса. В предыдущем часе слушатели звонили и на эту тему высказывались. Хотелось бы услышать мнение экономиста на эту тему. Что такое, во-первых, средний класс? Порассуждаем на эту тему.
Леонтьев: Ипотека для учителей. Я не очень понимаю, что такое средний класс. Что рассуждать, если я не понимаю, что рассуждать с человеком, который ничего не понимает. У нас есть специалисты по среднему классу, они группируются вокруг журнала "Эксперт", вот с ними и разговаривайте.
Щедрунова: Но ты же знаешь, как вообще в мире средний класс определяется?
Леонтьев: Не знаю. Везде он определяется по-разному. У нас средний класс – те, которые не экономят на еде, насколько я понимаю. Я понимаю, что ипотека, это значит, что люди должны жить более или менее в удобоваримых условиях, то есть не под забором. Учитель, который встает из-под забора, отряхивается – совершенно очевидно…
Щедрунова: У нас сейчас учителя не живут под забором, извини, конечно.
Леонтьев: Разные учителя. Если бы они жили на свою зарплату, они бы все жили под забором на самом деле.
Щедрунова: В Москве?
Леонтьев: Ну они же родились в интеллигентных семьях, московские учителя, поэтому у них остались приватизированные родителями квартиры, да. На самом деле – это очень хорошо. Только ипотека для учителей, имеется в виду, что ипотека будет субсидирована, да, я это имею в виду.
Щедрунова: Ну, наверное, надо полагать.
Леонтьев: Я вообще хочу сказать, что профессия учителя она низкооплачиваемая, тяжелая и так далее и, наверное, нужны материальные стимулы для того, чтобы люди шли в учителя. Мне не кажется, что есть проблема с учителями в элитных московских школах. В элитных не в смысле богатых, а в смысле хороших. Вот 57 школа, она бесплатная, насколько я понимаю, государственная. И человек Волков, который написал это письмо, инициировал весь бунт вокруг стандартов, вот он явно нормальный словесник.
Щедрунова: Муниципальный педагог.
Леонтьев: И я не знаю, как это ему, для того, чтобы он выполнял свои функции, ипотека не нужна. Я не знаю, сколько они получают, наверное, они получают чуть побольше. Москва все время пыталась учителям доплачивать, но в принципе профессия учитель, это профессия длинная. Если у нас, наше руководство решает тратить деньги на длинные цели, потому что это учитель, через месяц, через год - ничего не получишь. Даже через пять лет ничего не получишь. Получишь когда-то, да, это очень хорошо, если это не предвыборная демагогия. Но это находится в некотором противоречии с концепцией образовательной реформы. Концепция образовательной реформы построена на прагматизации. Я уже говорил об этом много раз. Мне кажется, эта идея в корне порочной. В ней есть своя логика и эта логика, на мой взгляд, порочна. Потому что задача образования, народного образования как оно строилось, начиная с XIX века, в Пруссии, в России, которая обеспечила этим странам колоссальный успех, и не только научный, образовательный, социальный, но и военный, хочу заметить, это фундаментальное гимназическое образование.
Если сначала фундаментальное гимназическое образование, естественно, было не для всех, то потом советская идея - распространить его на всех. Мы, конечно, с вами понимаем, что реально в стопроцентном качестве гимназическое образование всем, всему населению дать нельзя, но сама попытка и сама идея, что пытаться надо все равно, она очень дорого стоила. Мы получили думающее население. Мы получили людей, которые имеют именно фундаментальное, универсальное образование. Да, оно не прагматично. Прагматизируйте. Прагматизироваться человек может сам. Жизнь заставит. Жить захочешь – прагматизируешься. Но образовать человека, сделать его… Что такое образование, особенно гуманитарное? Главная задача государства – гуманитарное образование, а не техническое. Технические специалисты очень нужны, это здорово, математика вообще связана с фундаментальными основами мышления человеческого – это все тоже очень важно. Если человек забывает какие-то вещи из физики, математики и так далее, то он понимает методологию, он все равно, у него остается…
Щедрунова: Картина мира.
Леонтьев: Картина мира. Он понимает про что. Это совершенно другое мировоззрение. Это лекарство не только от мракобесия, это человек, с которым можно разговаривать на разные темы. В конце концов – это потенциальный гражданин. Я не знаю, зачем Советскому Союзу нужно было такое количество потенциальных граждан, а то, что они нынешней России не нужны, это ежику понятно.
Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах