Про суннитов и шиитов знают все. "Стратегия" с Максимом Шевченко
В монархиях Персидского залива шииты продолжают протестовать против нарушения их прав суннитскими элитами. Как далеко могут завести внутриисламские противоречия? Ответ на этот и другие вопросы Максим Шевченко искал вместе с философом и политологом Гейдаром Джемалем и историком Михаилом Мейером в программе "Стратегия" на радио "Вести ФМ".
Шевченко: В эфире "Вести ФМ" программа "Стратегия". Максим Шевченко с вами. И, конечно, события последних недель заставляют нас пристальнее присмотреться к тому, что происходит на Ближнем Востоке и вообще в исламском мире. Совершенно очевидно, что прошло время общей болтовни, и все попытки заставить нас полагать, что там живут вообще арабы, вообще какие-то мусульмане непонятные и что есть вообще какой-то абстрактный исламский мир, эти попытки больше не проходят. Мы должны научиться разбираться в подробностях, в деталях, в тех партиях, в тех взглядах, в тех группировках, в тех, в конце концов, интересах, которые отстаивают разные противоборствующие силы исламского мира. Почему? Потому что, на мой взгляд, это отражается и на всем остальном человечестве. Сегодня у нас в гостях люди, которые очень хорошо в этом вопросе разбираются. Я рад приветствовать директора Института стран Азии и Африки, ведущего российского учебного, да и, пожалуй, научного центра по изучению стран не только исламского мира, но и вообще стран всего Востока, Михаила Мейера. И Гейдара Джемаля, председателя Исламского комитета России, философа и политолога. Михаил Серафимович, у меня вот вопрос к вам в первую очередь. События в Сирии заставили пока еще на очень профаническом уровне журналистов начать постепенно разбираться в том, что есть какие-то алавиты, которые, оказывается, являются руководящей группировкой Сирии. Есть сунниты, есть какие-то шииты. Вот насколько эти различия фундаментальны для исламского мира? Насколько они на самом деле являются сутью происходящих там конфликтов?
Мейер: Во-первых, конечно, любую другую даже если вы назовете группировку, прежде всего мы должны сказать (и я думаю, что Гейдар со мной согласится), что они все-таки все мусульмане. И это все мусульмане. На этой основе они как бы должны друг друга любить и уважать. Но вся проблема в том, что им приходится жить и действовать в условиях, когда далеко не всегда те, кто руководит страной, представляют то или иное направление в исламе. И хотя так полагалось бы по нормам ислама, они должны друг друга уважать и уважать их взгляды, и быть толерантными. Но чем дальше мы развиваемся, тем более отчетливо выявляется некая разница, такая фундаментальная, и философские взгляды, а еще в большей степени политические ориентации тех или иных группировок внутри самих мусульман. Для начала скажем, что здесь есть две главные группировки, правильнее сказать, не группировки, а группы мусульман – это сунниты и шииты. Раскол между ними произошел очень давно, и с того времени, скажем, безусловное превосходство численное имеют сунниты. Может быть, в этом сыграло очень важную роль то, что в эпоху нового времени, когда в исламском мире превалировала Османская империя, она насаждала очень активно суннитские нормы ислама, и соответственно поэтому так много суннитов.
Шевченко: А в чем разница? Вот объясните, пожалуйста, в чем принципиальная разница? Поскольку у нас уже даже ленивый, даже первокурсник не ИСАА, а технического любого вуза уже говорит: да, вот там шииты с суннитами борются. В чем принципиальная фундаментальная разница? Объясните.
Мейер: Понятно. Если говорить с сегодняшней точки зрении (вот Гейдар меня поправит с точки зрения философии и политологии), в принципе, разница заключается в том, что сунниты с течением времени превратились в гораздо более светскую по своим устремлениям часть мусульманского мира, в то время как шииты сохраняют за собой тенденцию борьбы за превращение в теологическое или теократическое государство.
Шевченко: Гейдар, вы согласны с таким определением?
Джемаль: Не совсем. Потому что я бы не сказал, что там, скажем, салафитское направление в суннизме – это уж такие светские люди, халифатисты, скажем, которые ориентированы на создание шариатского государства, что они были бы довольны, если бы их характеризовали как "светская группа в исламе". И к тому же, если говорить о шиитской позиции, то не нужно смешивать хаменизм, очень конкретный хаменизм в Иране, с общешиитским направлением.