Нобелевская премия мира не смогла связать Обаме руки
Лишить президента Барака Обаму Нобелевской премии мира, присужденной ему в 2009 году, предложил сегодня вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он уже обратился с соответствующей просьбой в Нобелевский комитет. Жириновский объясняет свой шаг словами: "Это не миротворцы, которые "Томагавками" расстреливают целую страну". Предложение российского политика "Вести ФМ" обсудили с директором российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николаем Злобиным.
"Вести ФМ": Как вы восприняли предложение Жириновского?
Злобин: Я думаю, что в России есть некая мифологизация Нобелевской премии мира и вообще Нобелевских премий. Мне кажется, им общественное мнение России придает слишком большое значение. Я думаю, что присуждение Обаме Нобелевской премии или изъятие у него Нобелевской медали (как известно, деньги он передал на благотворительность), на мой взгляд, никакого отношения к реальной политике не имеет. Если говорить о политических символах, наверное, можно это обсуждать. Но говорить о символах не очень интересно, тем более для Жириновского, который всегда претендует на роль реального политика. Поэтому меня это предложение не очень, честно говоря, заинтересовало.
"Вести ФМ": В 2009, когда все были действительно удивлены тому, как еще новый в тот момент политик получил столь серьезную награду, многие эксперты и политологи говорили, что Обама получил Премию мира авансом.
Злобин: Совершенно верно. Конечно, я думаю, ему вручили её не столько авансом, сколько в надежде, что эта премия свяжет ему руки таким образом. Она на самом деле и связала ему руки. И многие в Америке опасались, что он окажется заложником своей Нобелевской премии. По-моему, одна из задач, которую Обама перед собой решал (и, может быть, продолжает решать), это убедить своих сторонников, что Нобелевская премия не повлияла на его политику. И получил он ее или не получил бы – он бы действовал точно так же, как он действует сейчас. Поэтому то, что авансом он ее получил, это безусловно. Но с другой стороны, мне кажется, Нобелевский комитет исходил из попытки сделать Обаму лучшим президентом Америки и дать ему авансовые почести, которые он потом должен оправдывать. Обама принял почести, но обязанность оправдывать эти почести он не принял на себя. И продолжил проводить политику, которую он считает нужной.
"Вести ФМ": А как вы оцениваете личные усилия Обамы снизить нынешнюю напряженность, связанную с ливийским вопросом? США дистанцируются от непосредственного командования, от непосредственного участия в военных действиях в Ливии. Что будет дальше?
Злобин: Действительно, США не очень заинтересованы были с самого начала в активной позиции в отношении Ливии. Ливия не является какой-то значимой, серьезной страной для Соединенных Штатов - это не их союзник и не их стратегический противник в регионе. У них там другие интересы. Задача, которую перед собой ставит Обама, примерно такая же, которую перед собой ставили президенты предыдущие – сохранить, а, по возможности, увеличить ведущее влияние Соединенных Штатов в этом регионе. США являются основным игроком извне в Ближневосточном регионе, в Северной Африке и в арабском мире. И поэтому Обама скорее смотрит на ситуацию стратегически, как обычно американская политическая элита предпочитает смотреть, допуская при этом очень много тактических ошибок. Но цель – ориентироваться на арабское общественное мнение, ориентироваться на выигрыш для Америки в долгосрочной перспективе, закрепление ее позиций. Поэтому Ливия скорее является для него поводом, чтобы попытаться этого достичь.
Полностью интервью с Николаем Злобиным слушайте в аудиофайле.