Одиночество и кино: мастер-класс Вернера Херцога
Он предпочитает ходить пешком, но он не турист. Он снимает фильмы в разных странах мира, но остается баварцем. Мастер-класс знаменитого режиссера Вернера Херцога назвали самым интеллектуальным событием 33-го Московского международного кинофестиваля. Разговор – в меньшей степени о профессии. Вернер рассказывает о взаимоотношениях отдельной личности и социума, единении с природой.
"Одиночество – то, что ожидает вас. Формы одиночества бывают разные, но в любом случае вы должны быть готовы его принять", – считает Херцог.
Биография Вернера Херцога насыщена яркими и невероятными событиями, которых даже для приключенческого романа – в избытке. Он рос в послевоенной Германии, в баварской деревне, где не было ни телефона, ни телевизора.
В 14 лет принял католичество, отправился пешком в Албанию и, вернувшись на родину, основал свою собственную продюсерскую компанию. В 1970-х Херцог – один из самых талантливых режиссеров, работающих в стиле "нового немецкого кино". Одну из первых значимых картин "Агирре, гнев Божий" он снял в Перу. Его интересы определились в самом начале пути. Режиссер предпочитает экстремальные съемки в Африке и Южной Америке.
Его герои часто – маргиналы, по тем или иным причинам выпавшие из общества.
На пике успеха в конце 1980-х Вернер начинает переоценивать ценности. 10 лет он вообще не снимает игровых фильмов. А его документальные ленты становятся проще по форме, часто это пространные монологи на философские темы.
На мастер-классе Херцог объясняет: для того, чтобы стать режиссером, нужно ходить пешком по селам и весям. Это его кредо. В основанную им школу режиссерского мастерства он даже взял одного экстравагантного студента-алжирца, в племени которого принято преодолевать пешком марафонские дистанции. Поэтому вступительный экзамен он не сдавал.
"Я снимал фильмы на всех континентах, включая Антарктиду. Я покидал свою страну, но я никогда не покидал ее культуру", – говорит режиссер.
Вернер говорит загадками. На мастер-классе поведал, что первые фильмы снял на украденную камеру, а во время своих путешествий ночует в пустующих квартирах, ловко открывая двери отмычками. И что настоящий документалист должен уметь подделывать чужие подписи.
"Он – сказочник, эти истории – как им верить. Наверное, здорово быть его студентом", – говорит журналист Варвара Гурова.
Вернер считает, что режиссер обязан интересоваться жизнью и людьми вокруг, ничего не бояться, не сетовать на отсутствие материальной базы для съемок фильма и уверенно фантазировать.
"Самое интересное – какой он человек?" – интересуется математик Василий Ильин.
В конкурсной программе 33-го Московского кинофестиваля Херцог участвовал как соавтор российского документалиста Дмитрия Васюкова. Вернер Херцог перемонтировал его фильм "Счастливые люди, день в тайге" и снабдил их титрами, понятными иностранцам. Кроме этого, Херцог показал ретроспективу своих лучших картин. Специально к кинофестивалю в Москве издана книга "Знакомьтесь – Вернер Херцог". Перевод беседы режиссера с журналистом Полом Крониным. Вернер верен себе: в основном, это захватывающие истории, которые случались с ним на съемках, почти в стиле барона Мюнхгаузена.