31 марта 2020, 09:03 31 марта 2020, 10:03 31 марта 2020, 11:03 31 марта 2020, 12:03 31 марта 2020, 13:03 31 марта 2020, 14:03 31 марта 2020, 15:03 31 марта 2020, 16:03 31 марта 2020, 17:03 31 марта 2020, 18:03 31 марта 2020, 19:03

Коллеги и друзья вспоминают Павла Хомского

  • Коллеги и друзья вспоминают Павла Хомского
  • Картинка
    95 лет со дня рождения Павла Хомского
  • Коллеги и друзья вспоминают Павла Хомского
Исполнилось 95 лет со дня рождения Павла Хомского. «Режиссёр сам по себе, – говорил Хомский, – мало что значит. Актёр – главная фигура в театре. В работе с ними нужна не власть, а доверие».

Исполнилось 95 лет со дня рождения Павла Хомского. «Режиссёр сам по себе, – говорил Хомский, – мало что значит. Актёр – главная фигура в театре. В работе с ними нужна не власть, а доверие».

Почти 40 лет он работал в Театре имени Моссовета, который стал главным в творческой биографии мастера.

Сбор труппы в театре Моссовета в 1977-м. Ростислав Плятт рассказывает о планах на сезон.

Ростислав Плятт (архивная съёмка):
«Пьеса “Сидоров и другие”, которую ставил Павел Хомский, посвящена сегодняшним ученым переднего края…»

В 77-м Хомский – пока еще приглашенный режиссер.

«Труппа была невероятная. Это все какие-то легендарные имена, которые я застал еще. И Фаина Георгиевна Раневская, и Любовь Орлова. И Вера Петровна Марецкая, Ростислав Янович Плятт, мы с ним дружили. И очень много работ делали вместе», – признавался Павел Хомский, режиссёр, народный артист СССР.

Но в самом начале совместной работы Плятт мрачнел от репетиции к репетиции. Никто не мог понять, в чем дело. И тут Хомскому подсказали: он не делает Плятту замечаний, и актер думает, что ничего не получается. Со следующей репетиции Хомский исправился.

«И я так осторожно, вот, на всякий случай начинаю сочинять и говорю, что вот, Ростислав Янович, вы знаете, все так нормально, но мне кажется, что вот в этой сцене у нас с вами что-то не продумано с мизансценой. Как-то это невыразительно. И смотрю – у него глаз так загорается. Он говорит: “Ну, давайте попробуем”. После этого я к каждой репетиции готовился специально отдельно делать Плятту замечания», – рассказывал Павел Осипович.

Павел Хомский – из фронтового поколения, в армию пошел со второго курса. И коллегам, и своим студентам про войну почти ничего не рассказывал. Но на сцене не раз обращался к этой теме. Участники спектакля «Звезда» 1967-го года вспоминают: чувствовали от зрителя необычайную отдачу.

«Замечательный спектакль, с зонгами песенными, песни были, если я не ошибаюсь, поэзия была поэтов, погибших во время Отечественной войны», – отметил Владислав Долгоруков, заслуженный артист РСФСР, доцент кафедры мастерства актера Российского института театрального искусства ГИТИС.

До Моссовета Хомский работал в Риге, в Ленинграде. 8 лет возглавлял московский ТЮЗ – туда на его спектакли, как принято говорить, «ходила вся Москва». Ушел сам – из-за официальных ограничений в репертуарной политике. И потом – больше сорока лет в Театре Моссовета.

«У него было две тенденции в творчестве. Одна – это была такая легкая тенденция, он мастерски ставил такие музыкальные спектакли, комедии. А другая – это вот такой поиск смысла жизни. Это то, что мы делали с ним "Братья Карамазовы" или "Свадьба Кречинского". Присущая всегда в России – поиск смыслов», – подчеркнул Евгений Стеблов, народный артист России.

Артисты говорят, подкупало отношение Хомского к профессии. Никакого тщеславия – он искренне радовался успеху других режиссёров в его театре. На сцене для него главным был актер.

«Мы-то – разные актеры. Мы – отвратительный народ. Мы ведь ангелы-то с черными крыльями. Понимаете, и это всё видеть, чувствовать, понимать, находить язык, подход – это надо иметь не только какое-то дарование к этому, но и мужество. Он этим обладал», – поделился Виктор Сухоруков, народный артист России.

«Я даже думала – ну, Павел Осич, ну надо же стукнуть кулаком по столу, чтобы как-то пришли в себя некоторые артисты. Нет! Он всё равно был мягок, он как-то верил, что человек прозреет, дозреет и сам придет к тому, что нужно для спектакля и что нужно для персонажа. Да и к себе, может, даже самому», – призналась Ольга Остроумова, народная артистка России.

Такое отношение к людям проявлялось и в творчестве. Уже много лет зрители вспоминают особую атмосферу, которую Хомский создал в спектакле «Белая гвардия».

«Люди, совершенно не знающие меня – в магазине, где-нибудь еще – говорили: “Спасибо Вам за спектакль "Белая гвардия"”. Потому что не хотелось выходить из этого дома на улицу. Эту атмосферу можно создать, конечно, талантом. Но и человеческими качествами», – подчеркнула Ольга Остроумова.

Уже 4 года у Театра Моссовета нет художественного руководителя. Это своего рода доказательство, что есть люди, которые незаменимы.

Яна Музыка

Новости культуры

К юбилею Павла Хомского на канале «Россия К» — программа «Театральная летопись ХХ века» в 21:40. Павел Хомский вспоминает начало своего творческого пути, военные годы, поступление в театральный институт в эвакуации. Режиссер рассказывает о своей работе с блистательными мастерами - Ростиславом Пляттом, Леонидом Марковым, о том, чему у них научился. Размышляет о театральной педагогике и главных секретах актерской профессии.

Включены съемки занятий Павла Хомского со студентами РАТИ, репетиции спектаклей Театра имени Моссовета ("Мораль пани Дульской", "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда").

Участвуют: Михаил Козаков, Ольга Остроумова, Ирина Климова, Александр Домогаров.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация