Вокруг партии октябристов есть много путаницы. История с Андреем Светенко
В этот день в 1905 году - 105 лет назад - в России была создан "Союз 17 октября". С подробностями – исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.
"Союз 17 октября" - политическая партия, членов которой стали называть "октябристами". Не путать с октябрятами. Вокруг партии октябристов, впрочем, и без того много путаницы. В словарях их аттестуют как правоцентристскую, и даже как правую буржуазную партию. Хотя октябристы были именно что центристы. Левее стояли кадеты-либералы, правее - монархисты и националисты.
Октябристам принято пенять за их отрыв от широких народных масс. Но тогда в составе всех партий, начиная от большевиков и кончая "Монархическим союзом", состояло всего 0,4 процента населения страны. И программа октябристов - это не беспомощный компромисс, что-то от левых, от правых. Принципиальная линия - на создание конституционной монархии, на манер английской, когда король царствует, но не правит. А по сути - классика демократии - свобода слова, собраний, союзов, совести свобода передвижений. В социальном плане - требование 8-часового рабочего дня, содействие покупке крестьянами частной собственности у помещиков. Уравнивание в правах всех сословий, независимо от национальностей. Плюс сохранение единой и неделимой России. Это была программа лояльных, позитивно настроенных слоев населения, во главе с бизнесс-элитой и творческой интеллигенцией.
Кстати, по числу ярких личностей октябристы были несомненными лидерами. Александр Гучков, тот самый, которому в марте 1917 Николай Второй вручит свой манифест с отречением от престола. Михаил Родзянко - лидер февральской революции, ставший фактически главой государства после императора. Братья Рябушинские и Эммануил Нобель - капитаны российской индустрии. Причем в самых перспективных отраслях - автомобильной и нефтяной. Лидеры творческой элиты - Борис Суворин, Леонтий Бенуа. Адвокат Федор Плевако. Ювелир Фаберже. Сын знаменитого славянофила - Николай Хомяков. Брат Петра Столыпина - Александр.
Октябристы не без оснований претендовали, а потом фактически и стали партией власти. Если в составе Первой Государственной думы их фракция была незначительная - 16 человек (для сравнения у социал-демократов - 18), то в четвертой, последней по счету дореволюционной думе, - октябристы - 98 человек - были фракцией самой многочисленной.
Почему же столь взвешенная и вместе с тем принципиальная линия развития потерпела поражение в 1917 году. Потому что возобладали радикалы и экстремисты. Как левые, так и правые. Те, которым, по словам Петра Столыпина, вместо великой России нужны были великие потрясения.
