На похоронах Япончика обошлось без эксцессов
К Ваганьковскому кладбищу в Москве во вторник стянули три автобуса с бойцами ОМОНа, несколько экипажей ГИБДД и даже саперов. Силовики опасались провокаций и столкновений во время похорон одного из самых известных криминальных авторитетов Вячеслава Иванькова. Проститься с Япончиком пришли несколько сотен человек. Журналистов на похороны не пускали. Но корреспондентам "Вестей" все-таки удалось поприсутствовать на церемонии.
Уже рано утром на Ваганьковском кладбище стали собираться те, кто хотел проститься с криминальным "королем". Но основной поток пошел с 10 часов. В ворота заходили неуловимо похожие друг на друга хмурые крепкие мужчины. Некоторые – с татуировками на руках и пальцах, кое-кто – с большими золотыми цепями на шеях. Многие несли в руках букеты и венки, умело закрываясь ими от камер и фотоаппаратов.
Дальше гости группами собирались возле церкви, где проходило отпевание. Всего их было около 400 человек, явно меньше, чем собиралось на подобные мероприятия в 90-е годы. Проститься с Иваньковым, судя по лентам на венках, приехали представители всех крупных преступных группировок – от Дальнего Востока до Калининграда – и криминалитета со всего СНГ.
Среди прочих особо выделялся венок с надписью "От Деда Хасана" – это вор в законе, близкий товарищ Иванькова, с которым как раз в последнее время они выступали на одной стороне в борьбе с криминальным кланом грузинского вора Тариэла Ониани. Но самого Деда Хасана, как, впрочем, и других известных генералов преступного мира, например, лидеров московских группировок, сегодня на кладбище не было – они попрощались с Иваньковым еще ночью или вовсе накануне – в ритуальном зале больницы. Ехать на кладбище, где будет много телекамер, авторитеты не захотели, ведь многие из них неплохо чувствуют себя в бизнесе и лишний раз напоминать себе и окружающим, как и откуда они в это бизнес пришли, не хотят.
Кто и зачем заказал покушение на 69-летнего вора в законе – официальное следствие пока не выяснило. Версий несколько. По одной, это как раз результат конфликта двух крупных криминальных кланов, где Япончик поддержал одну из сторон. По другой версии, Иваньков попытался навести определенный порядок в криминальной среде – выяснить, куда идут общие деньги, так называемый "общак", разобраться с молодежью, которая накупила себе должностей в преступной иерархии. За это и поплатился, потому что слово одного из старейших криминальных лидеров России было очень весомым и могло многих лишить влияния в уголовной среде.
Япончик начал свою криминальную карьеру в послевоенной Москве, был профессиональным вором, потом стал заниматься разбоями. В годы СССР был несколько раз судим. Потом уехал в США, где его арестовало ФБР по обвинению в вымогательстве. Отсидел 10 лет в Америке. Был выдан России, где его обвиняли в убийстве. Но суд присяжных оправдал его, и в 2005-м он вышел на свободу. Последние 4 года Япончик жил тихо, но в жизни уголовного мира все же участвовал.
Около часа дня под звон колоколов и траурный марш процессия двинулась к могиле. Криминального лидера похоронили, как он и завещал, рядом с матерью. Милиционеры наблюдали за церемонией со стороны. Наряды ОМОНа не понадобились. Лишь только саперы и кинологи несколько раз проверили дорожки от церкви до места захоронения – на всякий случай.
Для прощания с легендой криминального мира, каким, безусловно, был Вячеслав Иваньков, все прошло слишком спокойно и как-то даже формально. Видимо, именно так окончательно ушла в прошлое эпоха удалых 90-х с пышными бандитскими похоронами и перестрелками.