Сражение за историческое наследие
В арбитражном суде Москвы решали судьбу дома, где родился поэт Борис Пастернак. 6 лет назад частная компания надстроила к нему мансарду и через суд добилась на нее права собственности. В спор вступило Москомнаследие. Чиновники намерены добиться сноса мансарды.
Судебные страсти по дому, где родился Пастернак, кипят уже полгода. Дело переходит из инстанции в инстанцию, от судьи к судье. И к ответу на главный вопрос – о сносе мансарды – приближается очень медленно.
Стеклянная конструкция тем временем продолжает портить исторический облик памятника. В этом особнячке, на пересечении Оружейного переулка и Тверской, 29 января 1890 года на свет появился Борис Пастернак. И этот дом, один из всей Тверской-Ямской слободы, сохранился до наших дней. И уже в наши дни изменился до неузнаваемости.
В 2002 году его надстроили усилиями владельца – ЗАО "Тирг". Тогда же коммерсанты каким-то образом зарегистрировали право собственности на надстройку. Потом у дома сменился хозяин – на ЗАО "Консул-М". Стеклянная мансарда увеличилась, потому что квадратные метры в центре города приносят огромный доход и потому что ЗАО "Консул-М" дом этот памятником не считает. Вопреки всем документам и не глядя на мемориальную доску.
"Это не памятник архитектуры, там значение имеет, как он построен. Это памятник, дом, в котором месяц прожил Пастернак – он не творил тут ничего, мы даже не знаем, в какой комнате он родился", – говорит Манана Чейшвили, адвокат компании "Консул-М".
Инспекторы Москомнаследия на мансарду обратили внимание только в начале этого года. Обратились в суд с требованием незаконную надстройку снести. Но дело затянулось – слишком много в этом процессе заинтересованных сторон. Сегодня ЗАО "Тирг" от своих претензий на мансарду отказался. А суд отказал ЗАО "Консул-М" в признании права собственности на надстройку.
Суд-то отказал, но вот юридическая хитрость – право собственности не прекращено, потому что зарегистрировано в едином государственном реестре. Но и это решение юристов Москомнаследия обрадовало. Теперь понятно, с кем судиться дальше. И можно возобновлять большой судебный спор о сносе. "Теперь мы в том процессе говорим, что постройка самовольная, что "Тирг" не имел права этого делать. У "Тирга" право собственности не возникло законным путем, продажа была незаконная и право консула является недействительным. После установления этих обстоятельств будем просить суд сносить это дело", – пояснила Анна Титова, заместитель начальника юридического управления Москомнаследия.
Так что в следующей серии "о доме Пастернака" Москомнаследие будет разбираться отдельно – с ЗАО "Тирг" о законности надстройки. А с "Консул-м" – о законности возникновения права собственности. При самом благоприятном исходе дела еще год уйдет на суды, и потом еще год на подготовку сноса мансарды.
Стеклянная конструкция все это время продолжит возвышаться над особнячком. Вопрос в том, выдержат ли этот судебный марафон деревянные перекрытия памятного дома, где родился великий поэт.