Фрейндлих Алиса Бруновна
Фрейндлих Алиса Бруновна родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, РСФСР, СССР.
Российская актриса кино и театра, народная артистка СССР (1981), почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001).
Семья, детство и юность
Отец – Фрейндлих Бруно Артурович (1909-2002), актёр театра и кино, народный артист СССР (1974). Род Фрейндлих берёт начало от осевших в Петербурге немецких мастеров-стеклодувов.
Мать – Фёдорова Ксения Фёдоровна, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ), где и познакомилась с Бруно Артуровичем. Работала бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.
Дом, в котором жила маленькая Алиса, находился на Исаакиевской площади. Из окон квартиры был виден Собор.
Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент, а Ксения Фёдорова с дочерью остались в Ленинграде. Вместе они пережили блокаду. В декабре 1942 года Алиса пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию. После войны Алиса с мамой переехали в Таллинн к родственникам, где прожили несколько лет (с 1945 по 1948). В Таллинне она училась в русской школе.
После возвращения в Ленинград она стала заниматься в физико-математическом лицее №239, а ещё ходила в школьный драматический кружок, который вела знаменитая театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Окончив школу, поступила в Ленинградский театральный институт имени А.Островского, училась у Бориса Вульфовича Зона (1953). На вступительных экзаменах читала отрывок из повести "Мертвые души" Гоголя и пела романс "Не брани меня, родная". Борис Зон на подаренной ей фотографии оставил надпись: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы. Ленинград, июнь, 1957 год". Её дипломной работой стал весёлый спектакль "Мораль пани Дульской" Габриели Запольской.
Театральные работы
В 1957 году Фрейндлих была принята в труппу Ленинградского театра имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Выступала в амплуа травести, играла Гогу в "Человеке с портфелем" А.Б. Файко (1957), Котьку в "Светите, звезды!" И. Микитенко (1957), Катю Крайневу в спектакле "Раскрытое окно" Э. Брагинского(1958). Потом – более "взрослые" роли: Полю Вихрову в "Живой воде" по роману Л.Леонова "Русский лес" (1959), Веру в "Случайных встречах" Р.Назарова (1961), Машу в спектакле по произведениям О.Берггольц "Рождены в Ленинграде" (1961).
В 1961 году Алису Фрейндлих "переманил" Игорь Владимиров, руководитель театра имени Ленсовета. Он первый поверил в её драматический талант и специально для неё восстановил пьесу Арбузова "Таня", а затем поставил "Варшавскую мелодию" Зорина. Фрейндлих стала примой театра Владимирова. Она сыграла в пьесах В. Шекспира, А. Арбузова, Л. Зорина, Б. Брехта, Б. Шоу. Владимиров сумел раскрыть не только актёрский, но и певческий талант актрисы. В его спектаклях "Последний парад", "Люди и страсти" она исполняла достаточно сложные вокальные партии.
Совершенно особой стала в её творческой биографии роль Малыша в спектакле "Малыш и Карлсон". Эту роль она исполняла много лет и неизменно пользовалась большим успехом.
В 1983 году Алиса Фрейндлих перешла в Большой Драматический театр им. М. Горького (БДТ). На сцене этого театра она сыграла Ирину в "Блондинке" А.Володина, сразу три роли в мюзикле Н.Саймона "Последний пылкий влюбленный", Настю в пьесе Максима Горького "На дне". Кроме того, актриса играла в спектаклях: "Волки и овцы" (1984), "Стеклянный зверинец" (1988), "Коварство и любовь" (1990), "Вишневый сад" (1993), "Макбет" (1995), "Аркадия" (1998), "Калифорнийская сюита" (1999), "Двенадцатая ночь, или как пожелаете" (2003).
В 1995 году Алиса Фрейндлих исполнила роль Леди Макбет в трагедии Шекспира "Макбет", которую на сцене БДТ поставил режиссер Тимур Чхеидзе. Эта роль принесла актрисе много наград.
Одна из последних её работ на сцене этого театра (уже в качестве приглашенной актрисы) – Москалёва в спектакле по произведению Фёдора Достоевского "Дядюшкин сон" (режиссёр Тимур Чхеидзе, 2008).
На сцене Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета в 2004 году Алиса Фрейндлих сыграла одну из своих самых сложных и самых впечатляющих ролей. Точнее, в пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта "Оскар и Розовая Дама" она исполнила сразу две роли: неизлечимо больного мальчик Оскара и его сиделку – Розовую даму. За эту работу актриса была удостоена театральных премий "Золотой софит" и "Золотая маска". Поставил спектакль режиссёр Владислав Пази.
Работы в кино
Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники". Она снялась в картине Элема Климова "Похождения зубного врача", правда, фильм этот был "положен на полку" на пару десятилетий.
Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор" (1974).
Одной из самых ярких, звёздных её ролей в кино стала Людмила Прокофьевна Калугина из комедийной мелодрамы Эльдара Рязанова "Служебный роман" (1976).
В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме "Старомодная комедия" по одноименной пьесе Арбузова.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил её на роль Королевы Анны Австрийской в фильм "Д’Артаньян и три мушкетера" (1978), потом было продолжение знаменитой истории - "Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992) и "Тайна королевы Анны" (1993), "Возвращение мушкетеров или Сокровища кардинала Мазарини" (2008).
Актёрский диапазон Алисы Фрейндлих поразителен: ей в равной степени удаются и легкомысленные дамочки (баронесса де Шампиньи, "Соломенная шляпка", 1974) и сложные психологические роли (жена Сталкера, "Сталкер", 1979).
В фильме Никиты Михалкова "Жестокий романс" по пьесе Александра Островского "Бесприданница" Фрейндлих исполнила роль Огудаловой (1984).
Большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" (1994).
Актриса снялась в сериале "Женская логика" (2002-2006).
Одна из последних её киноролей – мать Иосифа Бродского в фильме Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" (2009).
Награды
Алиса Фрейндлих награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней (2009, 2004), орденом Дружбы (1994) и орденом Трудового Красного Знамени (1986).
Она – лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1976),
Государственной премии России (2001),
премии "Золотая Маска" в номинации лучшая драматическая актриса (2006, спектакль "Оскар и Розовая Дама"),
премии кинофестиваля "Ника" в номинации "Роль второго плана" (1994, "Подмосковные вечера"),
Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинации "Лучшая женская роль" (1995, спектакль "Макбет"),
Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства "За выдающееся исполнение ролей классического репертуара" (1996, роль Леди Макбет),
премии Правительства Санкт-Петербурга "За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга" (1997),
Царскосельской художественной премии (2000),
премии "Кумир" (2000),
премии "Серебрянная Лира" (2000),
премии "Триумф" (2001),
международной премии "Наш современник" Фонда "Международный дом "Кино плюс" (2002).
Предпочтения
Её стиль в одежде когда-то давно определил Игорь Владимиров, сказав, что она "Гаврош, мальчишка-сорванец". Так Фрейндлих и предпочитает одеваться вот уже много лет.
Свободное время она обожает проводить на природе и заниматься "грибной охотой" и "ягодным промыслом".
Личная жизнь
Впервые замуж Фрейндлих вышла, ещё будучи студенткой театрального института, но брак оказался недолгим и вскоре после окончания института она развелась с мужем.
Второй муж – Игорь Владимиров. В этом браке родилась дочь Варвара, она тоже стала актрисой. Развод с Владимировым состоялся в начале 1980-х.
Третий муж – Юрий Соловей, актёр. Брак распался.
Официальный сайт театра БДТ имени Г.Товстоногова: http://www.bdt.spb.ru