"Восток" – дело тонкое
"Этот чертеж, который меня поразил, общий вид корабля, я вообще его никогда не видел!" – для Станислава Тарасовича этот чертеж – открытие. Он хотя и был у истоков создания первого космического корабля (разрабатывал систему управления), однако полный чертеж "Востока", с визой Королева, увидел впервые, спустя десятилетия. Настолько высока была секретность.
"Вот видно, пульт и приборная доска на этом чертеже, которые мы разрабатывали в эти годы. В очень быстром темпе, не считаясь ни с каким временем, по 20 часов в сутки", – вспоминает Станислав Марченко, специалист средств управления космическими кораблями.
На подготовку полета человека в космос у Королева и его КБ было всего два года. 10 декабря 1959 года вышло постановление ЦК КПСС с размытой формулировкой "О развитии исследований космического пространства", но с конкретной задачей – полет первого советского человека. Тем более, заокеанские конкуренты торопили. В Америке уже вовсю шли испытания корабля "Меркурий".
"Информация доносила о том, что там за океаном тоже не спят, там тоже хотят, и тоже хотят быть первыми, потому что все прекрасно понимали приоритетность этого события", – рассказывает Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей.
Строить корабль конструкторы начали не с чистого листа. Уже были проекты. Изначально корабль "Восток" планировали использовать для военных целей. Как автоматический спутник-разведчик, начиненный не только фотооборудованием. А доработанная ракета Р-7, которая поднимала в космос первый спутник Земли весом всего 80 килограммов, теперь могла вывести на Орбиту уже 5 тонн.
"Благодаря тому, что термоядерную бомбу нельзя было сделать меньше, чем 6 тонн массой полезного груза, под этот груз делалась "семерка". И ее грузоподъемность оказалось оптимальной для того, чтобы обеспечить всю эту исходную космическую программу", – делится Юрий Бирюков, историк ракетно-космической техники.
Пять пробных запусков корабля "Восток". Из них всего два – удачных. Шестой полет был гагаринским. Проблемы с техникой начались уже сразу, как только Гагарин оказался в кабине. Люк закрывали дважды.
"Я снимаю трубку. "Мы закончили установку люка, нет КП-3". Я похолодел. А КП-3 это контакт прижима правильно установленной крышки люка. Электрический контакт для телеметрии, если этот контакт не дал сигнала, значит, люк не плотно закрыт, а это значит – отмена пуска!" – вспоминает Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей.
Спустя годы корифеи отечественной космонавтики признаются: сегодня в космос такой корабль не пустили бы.
"Если бы сейчас положили на полигоне корабль "Восток" и все современные главные, сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадежный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали", – говорит Борис Черток, академик РАН.
Вопреки всему "Восток" поднимал космонавтов на орбиту шесть раз. Это был корабль рекордов. Первый человек в космосе, первый групповой полет и, наконец, первая женщина-космонавт. В 64-м на смену "Востокам" пришел многоместный "Восход" и началось время новых побед.
