Льготные проблемы
17 января 2005, 17:57
17 января 2005, 18:57
17 января 2005, 19:57
17 января 2005, 20:57
17 января 2005, 21:57
17 января 2005, 22:57
17 января 2005, 23:57
18 января 2005, 00:57
18 января 2005, 01:57
18 января 2005, 02:57
18 января 2005, 03:57
Путин раскритиковал реализацию закона о льготных выплатах
Владимир Путин в понедельник собрал министров, чтобы проанализировать ситуацию с выполнением закона о льготных выплатах. Закон вызвал акции протеста в ряде регионов. По словам президента, решение заменить льготы деньгами было обоснованно, но задача не допустить того, чтобы реформа отрицательно сказалась на положении пенсионеров и льготников, во многом оказалась невыполненной.
Президент РФ Владимир Путин:Я бы хотел поговорить о вопросе, который формулировался перед Новым годом и реализация которого началась с 1 января текущего года. Это вопрос о так называемых льготных выплатах и о компенсациях, и думаю, будет правильно, если мы рассмотрим его в двух аспектах. Первое – по мотивам принятия этого решения, и второе – по тому, как оно реализуется сегодня на практике. По мотивам мы говорили много, тем не менее, несколько слов скажу вначале, а потом мы уже обсудим ситуацию, которая на данный момент складывается.
Еще в Советском Союзе существовала и действовала система льготирования, на тот период времени и в рамках той системы в целом достаточно эффективно. Вместе с тем, я думаю, все мы прекрасно помним, что к льготным категориям относилось достаточно небольшое количество населения по отношению ко всему населению Советского Союза. Это были в основном ветераны, инвалиды, то есть участники Великой Отечественной войны и некоторые другие категории граждан, повторяю, достаточно немногочисленные по отношению ко всему населению СССР.
После развала Советского Союза у нас начались проблемы с экономикой и социальной сферой. Масштаб этих проблем всем хорошо известен. К сожалению, в то время, когда страна столкнулась с этими проблемами, в это же время начали принимать и решения по расширению количества различных льгот. Государство как бы прикрывало свою несостоятельность в сфере экономики и в социальной сфере, декларируя те или другие льготы, на самом деле не исполняя их – либо полностью, либо частично. Кстати говоря, правительство сегодня должно было быть готово к критике как левых, так и правых партий, потому что именно эти партии в тот период времени, с одной стороны, создавали олигархическую систему капитализма в России и позволяли растаскивать национальные богатства, а с другой стороны, принимали популярные, но абсолютно неисполнимые решения или способствовали их принятию. К чему это приводило или привело на практике, мы хорошо знаем.
По общим цифрам, более 50% населения РФ было отнесено действующим законодательством до последнего времени к категории льготных граждан. Это значит, что другая половина, даже меньшая половина, должна была это все оплачивать. На практике к чему приводило это в конкретных сферах? Возьмем, скажем, одну из наиболее жизненно важных сфер – транспортное обслуживание. В отдельных регионах и в крупных городах – "городах-миллионщиках" – количество граждан, которые пользовались транспортом бесплатно, превысило количество тех, кто оплачивал транспортные услуги. Это, разумеется, не могло не сказаться на состоянии транспортной сферы, вело к серьезному повышению тарифов, то есть к оплате транспортных услуг, и одновременно снижало качество транспортного обслуживания граждан. Это вызывало неудовольствие как льготных категорий граждан, так и тех, кто платил за проезд в транспорте и за себя, и за льготную категорию. Многочисленные и разнородные государственные средства, всякие субсидии и другие средства, направляемые из бюджетов всех уровней, ситуацию не поправляли и поправить не могли, потому что их, во-первых, было совершенно недостаточно, а во-вторых, как и всегда в таких случаях бывает, тратились они крайне не эффективно.
Поэтому мотивы принятия подобных решений Госдумой и правительством понятны. Вопрос в том, как они реализуются сегодня на практике. Мне кажется, надеюсь, что вы со мной согласитесь, что и правительство, и руководители регионов все-таки до конца не выполнили ту задачу, о которой мы говорили. А именно, мы говорили о том, чтобы, принимая решение подобного рода, мы не ухудшили положение тех людей, которые все-таки нуждаются в помощи со стороны государства. У нас, конечно же, сегодня ситуация отличается от той, которая была в начале или в середине 90-х годов, когда годами не платили заработную плату, месяцами и годами в некоторых местах не платили пенсию. Про различные пособия и говорить нечего – их люди не видели тоже годами. Сейчас другая ситуация. Но и сегодня все-таки очень большое количество наших граждан нуждается в поддержке со стороны государства. Мы говорили о том, чтобы принимаемые решения на уровне парламента страны и правительства были реализованы таким образом,
чтобы они не ухудшили положение тех, кто нуждается в поддержке со стороны правительства.
Удалось это сделать или нет? Думаю, что далеко не везде. И говорит это о том только, что все-таки глубоко и всесторонне эти вопросы не были продуманы до конца. А решения – они есть. Есть решения в рамках принятых Госдумой законов, не нарушая принципов этих законов и не нарушая принципов, предложенных в этой реформе, но в то же время сохраняя социальную справедливость. И вы знаете, что некоторые такие решения сформулированы сейчас в некоторых регионах, а где-то уже проведены в жизнь. Но если вернуться к той же самой наиболее чувствительной транспортной проблеме, то одним из весьма приемлемых вариантов, конечно же, является предоставление месячных проездных документов на сумму, не превышающую сумму полученных льготных выплат. Это самое простое, самое понятное решение, и любой гражданин, который получает эту компенсацию, может принять решение: взять и купить на сумму, которую он получил в виде компенсации, проездной документ, который позволяет ему в течение месяца ездить на всех видах городского транспорта, либо оставить эти деньги у себя, если он транспортом не пользуется либо пользуется не интенсивно. Разумеется, возникает вопрос о том, что делать с теми гражданами, которые отнесены законом к федеральному уровню. Думаю, что будет вполне обоснованным, если правительство РФ в диалоге с регионами эту задачу решит и компенсирует регионам соответствующие потери. Но и это еще не все. У нас бесплатным проездом пользуются практически все пенсионеры, даже не отнесенные законом ранее к льготным категориям. Думаю, что в этот переходный период и их положение не должно быть ухудшено.
В этой связи полагаю, что обсуждавшееся ранее правительством и депутатами Госдумы повышение индексации общей пенсии на 100 рублей является недостаточным, тем более что повышение было запланировано с 1 апреля. Думаю, будет правильно, если эта индексация будет проведена не с 1 апреля, а, скажем, с 1 марта и как минимум в два раза больше, чем было запланировано либо чем обсуждалось – как минимум на 200 рублей, а может быть, и чуть больше, для того чтобы решить проблему. Я бы хотел послушать ваше мнение на этот счет. Хотел бы обсудить и другие вопросы, которые относятся к этой же проблематике, но не связанные уже, скажем, с транспортом. Имею в виду лекарственное обеспечение, проезд на пригородном транспорте и санаторно-курортное лечение. Михаил Юрьевич Зурабов, пожалуйста.
Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов: С учетом той индексации, которая планировалась правительством, определена принятым законом на 2005 год и должна была быть осуществлена с апреля месяца, можно предположить, что с 1 марта текущего года такое увеличение пенсии может составить порядка 240 рублей. Что касается транспортного обслуживания, прежде всего в пригородном железнодорожном транспорте, льготных категорий граждан, которые по федеральному законодательству отнесены к уровню ответственности РФ, должен доложить вам, что с 1 января текущего года по 14 января в пригородном железнодорожном сообщении бесплатно был перевезен 1 миллион 815 тысяч человек. Была организована выдача безденежных разовых проездных документов или по устному заявлению гражданина – месячных или квартальных абонементных билетов. Без, с нашей точки зрения, особых проблем. Резонно, определенные неудобства на первом этапе возникают, потому что до этого граждане привыкли ездить в пригородных поездах без каких-либо билетов. Поэтому сейчас гражданину необходимо предъявить удостоверение, подтверждающее его принадлежность к соответствующей категории, и получить в билетной кассе соответствующий билет. Но еще раз вам повторю: пока мы не регистрируем очень больших неудовольствий среди граждан в связи с введением такой новации.
Что касается проезда в поездах дальнего следования к местам лечения и отдыха, то Министерство транспорта РФ и РАО РЖД уже передали 200 тысяч талонов на бесплатный проезд в поездах дальнего следования в купейных вагонах Фонду социального страхования, который обеспечивает бесплатными путевками льготные категории граждан на санаторно-курортное лечение. Что касается лекарственного обеспечения, то в регионы был направлен двухмесячный запас, приобретенный за счет средств федерального бюджета, и на сегодняшний день резерв – 250 миллионов рублей – имеется в Москве. В случае необходимости на поставку этих медикаментов мы оперативно реагируем. Никаких сбоев с отпуском жизненно важных препаратов нет".
Владимир Путин: Алексей Леонидович, я знаю, что вы встречались с представителями регионов в последние дни. Но меня интересует даже не результат этих разговоров, мы поговорим об этом позднее, а в целом финансовое обеспечение всех этих мероприятий со стороны министерства финансов.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин: Сейчас мы можем сказать, что обеспечение выполнения этих важных функций государства – обеспечение льгот – существенно повышено. Могу сказать, что только по таким категория, как ветераны труда и труженики тыла, которые теперь отнесены к полномочиям субъектов РФ, в прошлом году все бюджеты предусмотрели около 40 миллиардов рублей, включая различные формы финансирования. В этом году в бюджеты на эти две категории уже заложено 93 миллиарда. Причем они делятся и на те суммы, которые планируются в виде денежных компенсаций и льготных выплат, – это, соответственно, 37,4 миллиарда – и те, которые оставлены как натуральные льготы. Потому что есть регионы, которые сохранили натуральные льготы, а есть те, которые имеют смешанную систему. На эти натуральные льготы предусмотрены 55 миллиардов.
Владимир Путин: Министерство финансов должно будет обеспечить реализацию плана, согласно которому в случае предоставления льготных проездных документов на городском транспорте, стоимость которых не должна превышать суммы выдаваемой компенсации при ее распространении на льготные категории граждан, отнесенных законом к федеральному уровню, нужно будет обеспечить соответствующие расходы регионов по этим статьям. Это первое. И второе: прошу вас вместе с Пенсионным фондом обеспечить своевременную, а в данном случае даже не своевременную, а ускоренную индексацию пенсий, о чем мы сказали выше и о чем сейчас сказал Зурабов.