Дело о гибели "Курска" закрыто
26 июля 2002, 13:26
26 июля 2002, 14:26
26 июля 2002, 15:26
26 июля 2002, 16:26
26 июля 2002, 17:26
26 июля 2002, 18:26
26 июля 2002, 19:26
26 июля 2002, 20:26
26 июля 2002, 21:26
26 июля 2002, 22:26
26 июля 2002, 23:26
Владимир Устинов: косвенная причина трагедии - недостаточное финансирование ВМФ
Генеральный прокурор России Владимир Устинов сообщил о завершении следствия по уголовному делу о гибели атомохода "Курск". Катастрофа произошла вследствие взрыва учебной торпеды в четвертом торпедной аппарате, который произошел в результате "нештатных процессов внутри резервуара окислителя этой торпеды".
Генеральный прокурор России Владимир Устинов на пресс-конференции в Москве заявил, что по результатам следствия установлена причина трагедии, которая произошла 12 августа 2000 года в Баренцевом море и стоила жизни 118 человек, передает "Интерфакс".
"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды (мск) в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого был локализован в месте расположения практической (учебной, без боевого заряда) торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке "Курска", - сообщил генпрокурор.
"Первичный импульс, инициирующий взрыв практической торпеды, возник в результате нештатных процессов, произошедших внутри резервуара окислителя этой торпеды", - добавил Владимир Устинов. Процессы носили сложный физико-химический характер, заметил генпрокурор.
Второй взрыв, сообщил он, произошел в 11 часов 30 минут 44,5 секунды, то есть примерно через две минуты после первого. Он привел к полному разрушению носовой оконечности "Курска", конструкций и механизмов его 1-го, 2-го и 3-го отсеков.
В результате второго взрывного воздействия смерть всех моряков-подводников, тела которых в последующем были извлечены из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го-бис отсеков, наступила в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут. Как отметил Устинов, возможность использования оставшимися в живых членами экипажа всплывающей спасательной камеры отсутствовала из-за разрушения носовых отсеков корабля, поэтому моряки начали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк.
"Однако из-за целого ряда объективных факторов, таких как быстрое ухудшение самочувствия людей, ослабленных под воздействием угарного газа, в условиях недостаточной освещенности отсека, подводники так и не смогли предпринять ни одной попытки выйти из "Курска" через спасательный люк девятого отсека", - сказал Устинов.
"Согласно выводам экспертов, все находившиеся в 9-м отсеке 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно", - отметил генпрокурор. По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка.
"Другие версии о причинах катастрофы "Курска" и гибели его экипажа в ходе следствия тщательно проверены и не нашли подтверждения", подчеркнул прокурор.
Последние 10 лет, которые предшествовали гибели атомохода "Курск" во время учений в Баренцевом море, "сказались на боевом и организационном состоянии страны, что косвенно стало одной из причин гибели "Курска". Устинов напомнил, что в этот период бюджет не мог продолжать обеспечивать высокую боеготовность. "В частности, отсутствие достаточного финансирования ВМФ привело к тому, что определенные подготовительные мероприятия не проводились. Это, в первую очередь, отказ от дополнительных учений, недостаток в материально-техническом обеспечении и т.д.", - сказал Устинов. "К сожалению, сейчас эти проблемы сохраняются, и необходимо принимать экстренные меры", - сказал он, отметив, что Генпрокуратура уже направила представление министру обороны.
"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды (мск) в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого был локализован в месте расположения практической (учебной, без боевого заряда) торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке "Курска", - сообщил генпрокурор.
"Первичный импульс, инициирующий взрыв практической торпеды, возник в результате нештатных процессов, произошедших внутри резервуара окислителя этой торпеды", - добавил Владимир Устинов. Процессы носили сложный физико-химический характер, заметил генпрокурор.
Второй взрыв, сообщил он, произошел в 11 часов 30 минут 44,5 секунды, то есть примерно через две минуты после первого. Он привел к полному разрушению носовой оконечности "Курска", конструкций и механизмов его 1-го, 2-го и 3-го отсеков.
В результате второго взрывного воздействия смерть всех моряков-подводников, тела которых в последующем были извлечены из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го-бис отсеков, наступила в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут. Как отметил Устинов, возможность использования оставшимися в живых членами экипажа всплывающей спасательной камеры отсутствовала из-за разрушения носовых отсеков корабля, поэтому моряки начали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк.
"Однако из-за целого ряда объективных факторов, таких как быстрое ухудшение самочувствия людей, ослабленных под воздействием угарного газа, в условиях недостаточной освещенности отсека, подводники так и не смогли предпринять ни одной попытки выйти из "Курска" через спасательный люк девятого отсека", - сказал Устинов.
"Согласно выводам экспертов, все находившиеся в 9-м отсеке 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно", - отметил генпрокурор. По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка.
"Другие версии о причинах катастрофы "Курска" и гибели его экипажа в ходе следствия тщательно проверены и не нашли подтверждения", подчеркнул прокурор.
Последние 10 лет, которые предшествовали гибели атомохода "Курск" во время учений в Баренцевом море, "сказались на боевом и организационном состоянии страны, что косвенно стало одной из причин гибели "Курска". Устинов напомнил, что в этот период бюджет не мог продолжать обеспечивать высокую боеготовность. "В частности, отсутствие достаточного финансирования ВМФ привело к тому, что определенные подготовительные мероприятия не проводились. Это, в первую очередь, отказ от дополнительных учений, недостаток в материально-техническом обеспечении и т.д.", - сказал Устинов. "К сожалению, сейчас эти проблемы сохраняются, и необходимо принимать экстренные меры", - сказал он, отметив, что Генпрокуратура уже направила представление министру обороны.