«Зритель проекта — вся страна»: худрук екатеринбургского ТЮЗа о «Больших гастролях-онлайн»
На нашем сайте и в социальных сетях продолжаются «Большие гастроли-онлайн» — ежедневные театральные показы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкульта РФ и «Россия К». У зрителей появилась возможность увидеть спектакли трупп, работающих в больших и малых городах страны, узнать об их истории, сравнить разные театральные традиции и стили. Среди участников проекта, уже собравшего больше миллиона просмотров, — Театр юного зрителя из Екатеринбурга, показавший в необычной постановке сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». О том, как прошло «переселение» театров в интернет, как им живется в условиях карантина, и планах на будущее мы поговорили с художественным руководителем Екатеринбургского ТЮЗа Григорием Лифановым.
Как екатеринбургский ТЮЗ попал в проект «Большие гастроли-онлайн», что это значит для Вас лично, для театра?
В ноябре 2019 года Екатеринбургский ТЮЗ участвовал в Большом Детском фестивале в Москве, как раз со спектаклем «Кот в сапогах», который был признан лучшим среди музыкальных постановок. А в августе этого года Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности планировал показ спектаклей-лауреатов Фестиваля в Севастополе. Но жизнь внесла коррективы, и проект отложили. Но наш «Кот в сапогах» заметили зрители и оценили критики. Когда «Большие гастроли» предложили нам показать спектакль онлайн, мы с готовностью приняли это приглашение.
Сейчас непростое время самоизоляции, в какой-то степени нарушения и потери привычных социальных связей: с друзьями, коллегами, зрителями. Для театров «Большие гастроли-онлайн» — уникальная возможность не просто не терять контактов со зрителем, но и укреплять их, привлекать новую аудиторию, не ограниченную географическими границами и карантинными мерами. Зритель проекта — вся страна.
Вы участвовали в «Больших гастролях» в предыдущие годы? Выезжали на другие площадки?
Переговоры шли, но так получилось, что Екатеринбургский ТЮЗ в этот проект включился пока только онлайн. Однако мы искренне надеемся, что у нас будет возможность поучаствовать в «Больших гастролях», очень важном для театрального сообщества проекте, в будущем.
Екатеринбургский «Кот в сапогах», действительно, неожиданный. В подзаголовке написано «Сказка без слов». Как и почему вы решили обойтись без слов?
Премьера спектакля состоялась в декабре 2018 года. Мы пригласили к сотрудничеству известного режиссера и хореографа Сергея Землянского, который создал свой авторский стиль wordless на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и пантомимы. Главный элемент выразительности в этом спектакле — пластика, вдохновленная французской пантомимой и создающая в гармонии со стильным визуальным решением и специально созданной музыкальной партитурой, захватывающий сказочный, но вполне современный мир. Для ЕкатеринбургскогоТЮЗа сотрудничество с Сергеем Землянским стало важным и по-своему уникальным опытом. Ведь в пластическом спектакле играют драматические артисты, чьим средством выразительности традиционно является слово.
Сцена из спектакля «Кот в сапогах». Фото: Татьяна Шабунина
Поделитесь опытом: как существует театральный коллектив в условиях карантина? Чем заняты артисты, режиссеры? Как проходит лично Ваш день, чем Вы занимаетесь?
Надо сказать, что с начала театрального сезона Екатеринбургский ТЮЗ активно готовился к празднованию 90-летию коллектива, запланированное в его исторический день рождения — 30 марта. Ожидались поздравления от коллег, друзей и зрителей. Была проделана колоссальная работа, особенно в начале марта. Но в связи с карантинной ситуацией мы вынуждены были отменить все торжества, равно как и показы спектаклей. Однако это не означает, что театр находится в режиме паузы. Активность переместилась в онлайн. У театра появился официальный ютьюб-канал, где мы выкладываем с свободный доступ архивные спектакли театра, передачи об артистах прежних лет. Для многих преданных поклонников Екатеринбургского ТЮЗа это замечательная возможность вспомнить свои любимые спектакли, а для юных зрителей — познакомиться с легендарными спектаклями, принесшими известность театру. Идет активная работа в социальных сетях театра, актеры театра стали авторами нескольких онлайн проектов. Мы очень признательны всем нашим коллегам, друзьям и поклонникам, благодаря которым театральный юбилей хотя и прошел в онлайн режиме, но подарил нам невероятное количество слов любви и поддержки.
Можете ли вспомнить первые дни, когда стали вводить ограничения на культурные и досуговые мероприятия. Как Вы к этому отнеслись? Думали, что это ненадолго, искали ли другие формы?
Конечно, мы надеялись, что все ограничения ненадолго и изначально не вносили серьезные коррективы в планы театра. Однако вскоре стало очевидным, что нам придется серьезно пересмотреть наши перспективы. Перенеслись гастрольные поездки, было отменено празднование юбилея театра, остановлены репетиции нового спектакля... Это не радует, однако театр ответственно относится к необходимости сохранять здоровье и жизни людей, наших зрителей, поэтому мы сами тщательно соблюдаем необходимые ограничительные меры и призываем наших зрителей делать то же самое. Это нужно в первую очередь для того, чтобы мы как можно скорее встретились в театре.
Делал ли ТЮЗ свои онлайн-спектакли? Как Вы считаете, это актуально? Для кого это важнее: для театра и артистов, или все-таки для публики? Каково это для коллектива — играть перед пустым залом?
Играть перед пустым залом — дело непростое, театр — искусство живое, он существует здесь и сейчас. Театру, и может быть, особенно — детскому, непривычно без ответной реакции зрителя, обмена энергиями. Поэтому мы не снимали спектакли на пустой зал, чтобы транслировать их в интернете. Другое дело — это показ записей архивных спектаклей театра (при этом съемки этих спектаклей велись в присутствии зрителей). У Екатеринбургского ТЮЗа уже есть опыт онлайн-трансляций. В 2014 году было открыто после капитального ремонта здание театра, и церемония открытия транслировалась в свободном доступе. Также мы организуем онлайн-показы спектаклей Всероссийского фестиваля «Реальный театр», который проводит Екатеринбургский ТЮЗ. Эта необходимость связана, в основном, с тем, что некоторые спектакли рассчитаны на очень небольшое количество зрителей. Онлайн-трансляция дает возможность посмотреть спектакль тем зрителям, которые не смогли купить билет. Но организация подобного рода трансляций требует определенных технических условий и финансовых средств. Все-таки онлайн-показы — это вынужденная необходимость, а не нормальный способ существования театра.
Как после изоляции вернуться к обычному укладу жизни? Можете спрогнозировать, как будет восстанавливаться культурная сфера? Как Вам кажется, зрители соскучатся и тут же побегут на спектакли или наоборот, все долго будут «раскачиваться»?
У каждого театра есть постоянные зрители, они будут всегда и никуда не исчезнут. Именно они поддерживают театр в это непростое время, не сдают билеты, активно просматривают контент в социальных сетях. Но мы должны понимать, что по окончании периода изоляции наступит время, когда наши потенциальные зрители вынуждены будут выбирать, на что целесообразнее потратить деньги. Мы должны быть готовы к этому, планировать и предлагать программы лояльности.
Как региональному театру заявить о себе на российском театральном пространстве? Как это удалось ТЮЗу?
Все просто. Ставить хорошие спектакли. Чувствовать время и искать себя в этом времени.
Беседовала Дженнет Арльт
Фото: Татьяна Доукша