21 апреля 2020, 10:40 21 апреля 2020, 11:40 21 апреля 2020, 12:40 21 апреля 2020, 13:40 21 апреля 2020, 14:40 21 апреля 2020, 15:40 21 апреля 2020, 16:40 21 апреля 2020, 17:40 21 апреля 2020, 18:40 21 апреля 2020, 19:40 21 апреля 2020, 20:40

«Работы много. Работа моя полезна...»

  • «Работы много. Работа моя полезна...»
К 9 августа обстановка на фронте оставалась сложной. Вместе с тем советской авиации вновь удалось совершить налет на Берлин. В Севастополь 9 августа 1941 г. прибыли А.П. Александров и И.В. Курчатов. О том, как физики работали над системой защиты кораблей Черноморского флота, читайте в статье.

9 августа, суббота (49-й день войны)

Советские войска ведут ожесточённые бои с противником на Кексгольмском, Смоленском, Коростенском и Белоцерковском направлениях. На Ленинградском фронте противнику удалось разделить 23-ю армию у Ладожского озера, немецкая 18-я армия вышла к побережью Финского залива. Немцы наступали на Ленинград. С 8 августа по 5 сентября совершались налеты советской авиации на Берлин. 9 августа на бомбардировку немецкой столицы отправились самолёты 81-й авиадивизии под командованием М.В. Водопьянова.

Тем временем в Севастополе напряженно работали физики ЛФТИ, отлаживая систему противоминной защиты кораблей. 9 августа 1941 года в город прибыли А.П. Александров и И.В. Курчатов. Александров проработал несколько дней и был срочно отозван на Северный флот. Курчатов возглавил группу. Для Курчатова защита Крыма стала глубоко личным делом. Здесь прошли его «детство, юность и университеты», были сделаны «первые шаги» в науку.

Работать приходилось часто под бомбежкой. Вот как об этом после войны вспоминал А.П. Александров:

«В августе 1941 г. ...на всех флотах были созданы станции безобмоточного размагничивания (СБР)… Постоянные как на Балтике, так и на Черном море бомбежки и позже артиллерийские обстрелы делали работу очень напряженной».

Первая плавучая станция безобмоточного размагничивания кораблей (СБР-1) была оборудована на металлической барже водоизмещением около 150 тонн. Судно с деревянным корпусом, которое не будет создавать своим магнитным полем помех, найти не удалось: все было мобилизовано для перевозки боезапасов, продовольствия и мелких грузов.

Участник группы лейтенант Виктор Панченко вспоминал:

«Штаб размагничивания кораблей размещался в бывшей боцманской рубке на Минной стенке, в небольшом одноэтажном кирпичном здании, выступающем своим фасадом в море, с широкими, во всю стену, окнами и вышкой наподобие корабельного мостика, с мачтой и реями для поднятия сигнальных флагов. Там Игорь Васильевич Курчатов и другие научные сотрудники ЛФТИ читали нам лекции по физическим основам размагничивания кораблей, и оттуда осуществлялось оперативное управление всеми работами по предварительным измерениям магнитных полей кораблей, монтажу и регулировке размагничивающих устройств. Там же мной в августе 1941 г. фотоаппаратом с автоспуском был сделан снимок группы участников работ по размагничиванию кораблей во главе с И.В. Курчатовым».

Фото: Севастопольская группа: в первом ряду – А.Р. Регель, Ю.С. Лазуркин, В.Д. Панченко (офицер, автор фото). Во втором ряду – П.Г. Степанов, Д.М. Гительмахер, в третьем – И.В. Курчатов. 1941 г. Источник: Архив НИЦ КИ. Копия

Ученые объясняли морякам и инженерам принцип защиты: на корпусе закреплялась обмотка, через которую пропускался постоянный ток. Магнитное поле корабля должно было быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не вызывало срабатывания взрывателя. Моряки сначала не понимали сложности научного метода и выражали недовольство тем, что ученые задерживают выход кораблей.

Проблемы дефицита кабеля и невозможность его поставки в Севастополь подсказали ученым новый – комбинированный – способ защиты: вертикальное намагничивание корпуса судна устранялось безобмоточным методом, а поля продольной курсовой разности компенсировались полями временных курсовых обмоток, прокладываемых по верхней палубе корабля.

14 августа 1941 г. И.В. Курчатов пишет жене:

«Очень доволен тем, что вижу, что моя работа полезна. Работы много, всего сделать не успеваем. По мере того, как продвигаемся вперед, встают все новые и новые задачи, конца им не видно. Наша группа уже два месяца не имеет ни одного выходного дня».

Благодаря работе ученых были спасены сотни кораблей и тысячи жизней моряков. Работы по защите флота ученые ЛФТИ вели вплоть до середины 1943 года. Александров работал на Балтике, Севере, в блокадном Ленинграде, потом на Волге, в Сталинграде. Курчатов – на Кавказе (Туапсе, Поти), в Баку, на Северном флоте: в Мурманске и Ваенге (с 1951 г. – город Североморск).

Вклад ученых в защиту Военно-морского флота в годы войны был отмечен Сталинской премией в апреле 1942 года. Командование флота наградило ученых медалью «За оборону Севастополя».

На берегу севастопольской бухты Голландия в 1976 году был открыт памятный обелиск ученым, спасшим Черноморский Военно-морской флот.

Фото: Открытие памятника учёным в Севастополе в Голландской бухте. 1976. Источник: Архив НИЦ КИ

Фото: А.П. Александров (на трибуне четвертый слева) на открытии памятника учёным в Севастополе в Голландской бухте. 1976. Источник: Архив НИЦ КИ

Источники:

Официальный сайт НИЦ «Курчатовский институт»: http://www.nrcki.ru/

Хронограф Великой Отечественной Войны: https://encyclopedia.mil.ru/files/morf/VoV_Vol12_Khronograf.pdf

Александров А. П. Магнитные мины и защита от них // Александров А. П. Собрание научных трудов в 5 томах. Т. 3. — 2014.

Виктор Панченко. Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, М., Наука, 1990.

Курчатов в жизни. Письма, документы, воспоминания (из личного архива) / автор-составитель Р.В.Кузнецова. – М.: РНЦ «Курчатовский институт», Издательство Главархива Москвы, 2007. – 319 с.

Атомный проект СССР: документы и материалы : [в 3 т.] / Под общ. ред. Л. Д. Рябева. — 1998—2010.Т. 1. 1938—1945. Часть 1 / М-во Рос. Федерации по атом. энергии; Рос. акад. наук; [сост.: Л. И. Кудинова (отв. сост.), Г. С. Синицына, Н. М. Осипова]. — М.: Наука. Физматлит, 1998. — 432 с.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация