22 мая 2020, 13:34 22 мая 2020, 14:34 22 мая 2020, 15:34 22 мая 2020, 16:34 22 мая 2020, 17:34 22 мая 2020, 18:34 22 мая 2020, 19:34 22 мая 2020, 20:34 22 мая 2020, 21:34 22 мая 2020, 22:34 22 мая 2020, 23:34

Суперкомпьютер вычислил, кто виноват в гибели неандертальцев

Первая реалистичная компьютерная модель вымирания неандертальцев помогла определить причину, по которой этот человеческий вид исчез с лица земли.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews Акселем Тиммерманом (Axel Timmermann) из Института фундаментальных наук в Южной Корее.

Напомним, что неандертальцы появились 300–400 тысячелетий назад. Предками неандертальцев было более древнее население Европы. 50–35 тысяч лет назад, когда в Евразию из Африки вторгся Homo sapiens, неандертальцы сравнительно быстро вымерли.

Это совпадение выглядит столь подозрительным, что многие специалисты винят наш вид в исчезновении европейских собратьев по роду человеческому. Речь, к слову, может идти не только о прямом истреблении, но и о конкуренции за пищевые ресурсы.

С другой стороны, именно в это время произошло очередное резкое изменение климата. Такие колебания, известные как осцилляции Дансгора–Эшгера, случались в течение последней ледниковой эпохи (110–12 тысяч лет назад) более 20 раз. Может быть, неандертальцев погубили эти климатические перемены, а пришельцы из Африки здесь ни при чём?

Чтобы ответить на этот вопрос, Тиммерман создал компьютерную модель. Она учитывает данные, собранные археологами, климатологами и генетиками. Модель воспроизводит миграцию и демографическую динамику популяций неандертальцев и H. sapiens, а также скрещивание между этими видами.

"Это первый случай, когда мы можем количественно определить причины исчезновения неандертальцев, – утверждает Тиммерман. – В компьютерной модели я могу включать и выключать различные процессы, такие как резкое изменение климата, скрещивание или конкуренция [между видами]".

Результаты моделирования плотности населения у Homo sapiens и неандертальцев.

К каким же выводам привели расчёты на суперкомпьютере? Прежде всего, они опровергли гипотезу, что главней всего погода в (общем европейском) доме.

"Неандертальцы жили в Евразии в течение последних 300 тысяч лет и имели опыт приспособления к резким изменениям климата, которые были даже более драматичными, чем имевшие место во времена исчезновения неандертальцев", – резонно замечает исследователь.

Изменение климата могло играть важную роль в некоторых регионах, в частности, в Северной Европе. Но оно не привело бы к быстрому исчезновению неандертальцев во всех местах их обитания.

Также в ходе исследования обнаружилось единственное условие, при котором смоделированная картина вымирания неандертальцев становилась похожей на реальность. Условие было следующим: "сапиенсы" куда эффективнее своих европейских кузенов используют пищевые ресурсы. Поэтому они интенсивно размножаются и вытесняют аборигенов.

"Не случайно неандертальцы исчезли как раз в то время, когда Homo sapiens начали распространяться в Европе, – говорит учёный. – Использование новой компьютерной модели ясно показывает, что это событие было первым крупным вымиранием, вызванным нашим собственным видом".

Однако археологи пока не в силах ответить на вопрос, в чём же именно ловкие, умелые и социально развитые неандертальцы уступали своим пришедшим из Африки сородичам, потомками которых являемся все мы.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали об альтернативных версиях исчезновения этого неслучившегося человечества. Согласно одной из них, популяция неандертальцев была настолько хрупкой, что могла исчезнуть по внутренним причинам. Другая гипотеза возлагает вину на "младенческую" анатомию этого человеческого вида.