Чешская разведка тесно сотрудничает с США и интересуется военной стратегией России
Советника главы Роскосмоса, экс-журналиста Ивана Сафронова, который, как известно, проходит обвиняемым по резонансному делу о государственной измене, заподозрили в том, что он работал на чешскую разведку. Хотя у многих это заявление вызывало насмешку. Но, как говорят, многие просто недооценивают "потенциал" и дружественные связи спецслужб Чехии. Как там устроена работа? Каковы ее цели?
У чешской разведки – разветвленная структура, там работают тысячи человек. Например, "Управление по связи с заграницей и информации". В списке его приоритетных задач в том числе – разведывательная деятельность по странам СНГ. Чешская "Военно-разведывательная служба" (ВРС). Очень интересуется военной стратегией России.
Еще у Праги есть "Информационная служба безопасности" – это контрразведка, которую сейчас оснащают самой современной шифровальной техникой, а еще оборудованием для того, чтобы контролировать телекоммуникационные сети.
"Шпионы класса Джеймса Бонда уходят в прошлое. Их место занимают люди в очках, которые сидят у компьютеров и просеивают через себя терабайты информации. Оборудование, которое расшифровывает сети (в том числе GSM, 4G, 5G – спутниковые сигналы перехватывает), очень дорогостоящее. Это, фактически, суперкомпьютеры. Уши Дяди Сэма торчат из этой ситуации по полной программе. И не только Дяди Сэма. Как я сказал – всего этого "пятиглазого" разведывательного сообщества", – объясняет военный эксперт Дмитрий Дрозденко.
"Пять глаз" – это США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия. У их разведок – общие интересы. Один из основных – Россия. А чехи и рады слушаться.
"Если говорить об идейных и военных вопросах, то, конечно, Чехия полностью зависит от Соединенных Штатов и от НАТО. Все происходит по приказам из Брюсселя (я имею в виду, как экономического, так и натовского), из Нью-Йорка и из Вашингтона. То есть иначе думать смешно", – комментирует ситуацию общественный деятель, попечитель Международного фонда "Русская премия" Александр Гегальчий.
Известно, что в марте 2019 года премьер Чехии Андрей Бабиш летал в США впервые за последние пять лет. Были переговоры с Трампом, Бабиш ездил в конгресс и вместе с главой чешской контрразведки посетил штаб-квартиру ЦРУ.
"Премьер-министр страны – это слишком значимая фигура, тем более в Чехии. Это лицо, почти равнозначное президенту Милошу Земану. И его вообще появление в штаб-квартире ЦРУ не может быть случайным", – отмечает публицист, политолог Евгений Бень.
Нельзя исключать, что Бабишу там сделали компрометирующее предложение. Из тех, от которых нельзя отказаться, потому что зацепки-то есть: в 80-х годах Бабиш сотрудничал со спецслужбами Чехословакии (то есть Варшавского блока) за деньги. Проходил под псевдонимом "Буреш". В Чехословакии вообще сильная разведка была – советская школа.
"В старые добрые времена был такой Минаржек, насколько помню, который на радиостанции "Свобода" поработал. У поляков был некто по фамилии Чехович, у чехов – Минаржек. И ребята работали на этом, как мы любим говорить, "подрывном центре". Информацию там у них сняли очень хорошую", – рассказывает историк отечественных спецслужб Александр Бондаренко.
По инициативе Штатов во всех оперативных службах чешской разведки созданы "восточные отделы", которые собирают сведения, например, о российских оппозиционных структурах, об уровне обороноспособности нашей страны, о формах, методах и тактических особенностях работы ФСБ и Службы внешней разведки. Еще чешские спецслужбы пристально интересуются деятельностью на территории России международных террористических и экстремистских организаций.
"Чехи снабжают американцев очень многими сведениями, поэтому недооценивать разведки малых стран крайне вредно", – подчеркивает журналист, публицист Анатолий Вассерман.
В качестве прикрытия спецслужбы Праги вполне могут использовать дипломатические должности в политическом и консульском отделах посольства Чехии в Москве. А если вербуют россиян – то, как правило, за границей. Там, что называется, и стены помогают. Хотя они и на другом материке.